Гибридные формы в пространстве российской культуры: практики и стили «фолк-возрождения»

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2015. Том 1. №3(3)

Название: 
Гибридные формы в пространстве российской культуры: практики и стили «фолк-возрождения»


Об авторе:

Гаврилюк Т.В., кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Тюменского государственного нефтегазового университета

Аннотация:

В статье анализируется фолк-движение как новая гибридная форма молодежной солидарности. Уточняются понятия «фолк», «неофолк», «народная культура», «фолк-движение», «молодежное движение» и описывается их взаимосвязь, исследуются свойства славянского фолк-движения как сетевой структуры как с учетом глобальных тенденций, так и в контексте социокультурного пространства современной России. В статье раскрывается противоречивость исследуемого феномена, с одной стороны, демонстрирующего консервативный поворот российской культуры, с другой стороны — обладающего постмодернистскими чертами, анализируются формы гибридизации этих свойств, осмысливаются темпоральные модусы, структурирующие смыслы в сознании представителей данного сообщества. Подчеркиваются скрытые риски популяризации данного феномена в форме молодежного движения. В работе аргументируется необходимость и целесообразность дальнейшего проведения качественных эмпирических исследований данной проблемы этнографическими методами.

Список литературы:

1.        Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства / Х. Бельтинг. М.: Прогресс-Традиция, 2002.

2.        Бернштейн Б. М. Три стрелы глобализации искусства / Б. М. Бернштейн // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора М. С. Кагана: материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Серия «Symposium». СПб.: Санкт-Петербургское философское общество 2001. № 12. C. 278-281.

3.        Куприянов Б. В. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России / Б. В. Куприянов, А. Е. Подобин. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. 104 c.

4.        Латур Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии / Б. Латур; пер. с фр. Д. Я. Калугина; науч. ред. О.В. Хархордин. Спб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006.

5.        Маньковская Н. Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс / Н. Б. Маньковская. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив. Университетская книга, 2009.

6.        Орлов Д. В. Субкультура ролевиков в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Д. В. Орлов. Саратов, 2009.

7.        Писаревская Д. Б. Феномен субкультуры ролевых игр в современном обществе: дис. ... канд. ист. наук / Д. Б. Писаревская. М., 2009.

8.        Савчук В., Эпштейн М. Светлой памяти постмодерна посвящается.../ В. Савчук, М. Эпштейн // Художественный журнал. №64. URL: http://xz.gif.ru/numbers/64/epshtein-savchuk/

9.        Урри Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия / Дж. Урри; пер. с англ. Д. Кралечкина. М.: НИУ ВШЭ, 2012.

10.    Чимирис Е. С. Нео-фолк versus рок. Культурные и институциональные основания политической нестабильности в Сербии / Е. С. Чимирис // Полития. 2008. № 4 (51). С. 86-94.

11.    Cohen R. D. Rainbow Quest: The Folk Music Revival & American Society, 1940-1970 / R. D. Cohen. Amherst: University of Massachusetts Press, 2002.

12.    Denisoff R. S. Great Day Coming: Folk Music and the American Left / R. S. Denisoff. Urbana: University of Illinois Press, 1971.

13.    Egenes J. The remix culture: How the folk process works in the 21st century // Prism. No 7(3). URL: http://www.prismjournal.org/fileadmin/ Social_media/Egenes.pdf

14.    Eyerman R. From the 30s to the 60s: The folk Music Revival in the United States /

R. Eyerman, S. Barretta // Theory and Society. 1996. No 25. Pp. 501-43.

15.    Koskoff E. A feminist ethnomusicology: writings on music and gender / E. Koskoff,

S. Cusick. Urbana : University of Illinois Press, 2014.

16.    Potter P. Most German of the Arts: Musicology and Society from the Weimar Republic to the end of Hitler’s Reich / P. Potter. New Haven: Yale University Press, 1998.

17.    Shekhovtsov A. Apoliteic music: Neo-Folk, Martial Industrial and “metapolitical” fascism / A. Shekhovtsov // Patterns of Prejudice. 2009. Volume 43. No 5 (December). Pp. 431-457. URL: http://www.shekhovtsov.org/articles/Anton _Shekhovtsov-Apoliteic_Music-Russian.html

18.    Sweers В. The power to influence minds: German folk music during the Nazi era and after / В. Sweers; A. J. Randall (ed.) // Music, Power, and Politics. New York: Routledge. 2005. Pp. 65-86.