Выпуск:
2015. Том 1. №3(3)Об авторах:
Банникова Людмила Николаевна, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и ТГМУ, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург); urfu.bannikova@bk.ruАннотация:
Воспроизводство научно-технической элиты есть процесс постоянного возобновления профессиональных, социальных и культурных ресурсов профессиональной общности. Расширенное воспроизводство характеризуется ростом численности группы и/или более высоким уровнем развития социальных качеств ее представителей. Взаимодействие поколений в профессиональной среде (профессиональное общение, передача опыта, участие в проектах) как в семье, так и в корпорации является значимым неформальным каналом устойчивого воспроизводства инженерных кадров. Влияние родителей, семьи наиболее явно прослеживается в процессах социально-профессионального выбора студентов. Как оценивают степень семейного влияния на профессиональную социализацию магистры STEM-программ (STEM — Science, Technology, Engineering, Mathematics), уже имеющие базовое техническое образование и сделавшие выбор на дальнейшее развитие в поле инженерии? Как оценивают роль семьи, роль «значимых других» молодые инженеры, уже свободные от юношеского максимализма и претензий на независимость? Влияние родительской семьи на представителей технической интеллигенции других поколений, вероятно, присутствует, но в этих случаях более значимы другие факты их социальной биографии. В рамках исследования была сделана попытка выявить значение и масштабы семейной профессиональной преемственности инженерных профессий.Ключевые слова:
Список литературы:
1. Берто Д., Берто-Вьям И. Наследство и род: трансляция и социальная мобильность на протяжении пяти поколении / Д. Берто, И. Берто-Вьям // Вопросы социологии. 1992. № 2.
2. Бурдье П. Поле науки / П. Бурдье // Социальное пространство: поля и практики. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. С. 473-508.
3. Воспроизводство инженерных кадров: вызовы нового времени / под общ. ред. Банниковой Л. Н. Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2015. 364 с.
4. Очкина А. В. Социальные механизмы воспроизводства культурного капитала семей в провинциальном российском городе / А. Очкина // Общественные науки и современность. 2010. № 1. С.28-41.
5. Пушина Л. Ю. Габитус как атрибут поколенческой общности / Л. Ю. Пушина // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. 2012. № 2. Т. 3. URL: http://www.isuct.ru/e-publ/gum/ru/node/409
6. Семёнова В. В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. М.: РОССПЭН, 2009.
7. Семёнова В. В. Дифференциация и консолидация поколений в условиях трансформирующегося общества / В. В. Семенова; под ред. В. А. Ядова // Россия: трансформирующееся общество. М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2001. С. 256-271.
8. Ситцев В. М., Рачков М. Ю. Сертификация российских специалистов на звание «евроинженер» / В. М. Ситцев, М. Ю. Рачков // Инженерное образование. 2010. № 6. URL: http://aeer.ru/files/io/m6/art_10.pdf
9. Студент-2012: материалы шестого этапа социологического мониторинга. Екатеринбург, 2012. С. 89-154.
10. Фирсов Б. М. Воспроизводство научной элиты / Б. М. Фирсов // Проблемы и перспективы общественного развития. URL: http://www.nir.ru/sj/sj/1firsov.htm
11. Формирование инженерной элиты индустриального региона: социологический анализ / под ред. Л. Н. Банниковой, Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 2013. 216 с.
12. Шафранов-Куцев Г. Ф., Ефимова Г. З. Исследовательский потенциал и социальное самочувствие аспирантов / Г. Ф. Шафранов-Куцев, Г. З. Ефимова // Вестник Тюменского ГУ. 2012. №8. С.68-79.
13. Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Социокультурная преемственность в российской семье (опыт эмпирического исследования) / О. И. Шкаратан, Г. А. Ястребов // Общественные науки и современность. 2010. №1. С. 5-27.