Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2015. Том 1. №3(3)

Название: 
Противоречия в социальном статусе российского учительства


Об авторе:

Шафранов-Куцев Геннадий Филиппович, академик РАО, доктор философских наук, профессор кафедры общей и экономической социологии, научный руководитель Тюменского государственного университета; ORCID: 0000-0001-7823-0525, Scopus ID: 56728858400, Researcher ID: N-5782-2017, РИНЦ, g.f.kucev@utmn.ru

Аннотация:

В обществе всегда складываются социально-профессиональные группы, выполняющие функции ведущих. В современных условиях это, прежде всего, те социальные слои, которые заняты формированием человеческого капитала. Как правило, большинство этих групп принадлежит к среднему классу. По состоянию на 2014 г. численность среднего класса России составляла 40-42% населения. В его структуре выделяются устойчивое ядро и периферия. По характеру своего труда, выполняемым функциям, уровню образования учительство должно относиться к среднему классу. Иначе оно не может полноценно выполнять свои функции, что на десятилетие вперед определяет общественное развитие страны.В исследовании была поставлена цель — выделить условия, факторы, параметры, определяющие положение учительства как среднего класса российского общества. Показано несоответствие материального положения и социального статуса учительства принятым параметрам среднего класса и негативные последствия такого положения.

Список литературы:

1.        Голенкова З. Т., Игитханян Е. Д. Средние слои современной России (опыт анализа проблемы) / З. Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян // Социологические исследования.

1998. №7.

2.        Горшков М. К. Некоторые методологические аспекты анализа среднего класса России / М. К. Горшков // Социологические исследования. 2000. №3.

3.        Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: учебник / Добреньков В. И., Кравченко А. И. / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. М.: НИЦ Инфра-М, 2013. 624 с.

4.        Заславская Т. И., Громова Р. Г. К вопросу о «среднем классе» российского общества / Т. И. Заславская, Р. Г. Громова // Мир России. 1998. № 4.

5.        Из крайних в средние. Российские учителя поднялись по социальной лестнице // Поиск. 2015. №23. URL: http://www.poisknews.ru/archive/2015/211/

6.        Кертман Г. Профессия: учитель / Г. Кертман // База данных ФОМ. URL:http://bd.fom.ru/report/cat/val_/dd054024

7.        Кузьминов Я. И. У нас чрезмерное количество людей в погонах / Я. И. Кузьминов // РБК. Ежедневная деловая газета. URL: http://www.rbcdaily.ru/politics/562949996525910

8.        Поташник М. М. Падение с недосягаемой высоты / М. М. Поташник // Народное образование. 2015. №6.

9.        Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) / под ред. Е. Ленской,  М. Пинской. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2015. 36 с.

10.    Собкин В. С., Адамчук Д. В., Духанина Л. Н. Социальное самочувствие педагога: материальный статус / В. С. Собкин, Д. В. Адамчук, Л. Н. Духанина  // Учительская газета. 2014. №18.

11.    Средний класс в современной России: 10 лет спустя. Аналитический доклад. М., 2014.

12.    Тихонова Н. Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике / Н. Е. Тихонова. М.: Российская политическая энциклопедия, 1999. 320 с.

13.    Тюменское учительство: работа и качество жизни: монография / под ред. Г. Ф. Шафранова-Куцева. Тюмень, 2014. 264 с.