О некоторых социологических закономерностях развития современного образования

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2015. Том 1. №2(2)

Название: 
О некоторых социологических закономерностях развития современного образования


Об авторе:

Шафранов-Куцев Геннадий Филиппович, академик РАО, доктор философских наук, научный руководитель Тюменского государственного университета; shafranov-kutsev@utmn.ru

Аннотация:

Система образования является важнейшим социальным институтом общества, который имеет свои внутренние социологические закономерности развития. Их анализ имеет большое значение для прогнозирования развития национальной и региональных систем образования. Особое значение имеют такие закономерности для выявления связи образования с социально-профессиональной структурой общества, профориентацией молодежи, качеством жизни, здоровьем населения. Система образования — своего рода и социальный фильтр, и социальный лифт для молодых людей. Именно в системе образования закладываются социальные противоречия, социальное неравенство и другие проблемы будущего общества. Духовные, культурные, информационные потребности человека являются основными ускорителями развития, факторами непрерывного образования. Масштабы и потребности развития образования в современном мире становятся важным градообразующим и расселенческим фактором.

Список литературы:

1. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. М.: Мариос, 2011. 456 с.

2. Иллих И. Н. Общество, отказавшееся от образования. 1971.

3. Всемирный доклад ЮНЕСКО. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001418/141843r.pdf

4. Шафранов-Куцев Г. Ф., Ефимова Г. З. Социологический портрет старшеклассника университетской (элитной) гимназии в региональном интерьере / / Образование и наука. 2014. № 10. С. 76-92.

5. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Политическая литература, 1973. 272 с.

6. Шафранов-Куцев Г. Ф. Модернизация российского профессионального образо-

вания: проблемы и перспективы: монография. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2011. 296 с.

7. Путин В. В. Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить. URL: http://izvestia.ru/news/511884

8. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2008. 560 с.

9. Белоцерковский А. В. Дороги, которые мы выбираем / / Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 32-38.

10. Счетная палата проверила оптимизацию в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания. URL: http://ach.gov.ru/press center/news/21297

11. Загвязинский В. И. Наступит ли эпоха возрождения?.. Стратегия инновационного развития российского образования: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос,

2015. 140 с.

12. Из доклада Правительства РФ Совету Федерации РФ «О реализации государственной политики в сфере образования» / / Профессиональное образование. Столица. 2015. № 2. С. 3-28.

13. URL: http://www.rg.ru/2008/01/16/kuzminov.html

14. Шереги Ф. Э. Дисфункциональность российского профессионального образования/ / Вестник высшей школы. 2010. № 1. С. 21-28.

15. Московский комсомолец. 2011. 11 окт.