Выпуск:
Вестник ТюмГУ. Социология (№8). 2014Об авторах:
Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Информационно-аналитического центра РАО (г. Москва); sobkin@mail.ruАннотация:
В статье излагаются и обсуждаются результаты масштабного опроса 4929 старшеклассников Москвы, Риги и Кишинева, характеризующие особенности эмоциональной оценки подростками успешности своих жизненных перспектив в зависимости от влияния различных социально-стратификационных и социокультурных факторов (материальное положение семьи, социальный статус среди одноклассников, опыт переживания школьной травли, отношение к своей национальной принадлежности). Особое внимание уделено рассмотрению вопроса о значимости социокультурного контекста обучения (школы национального большинства/меньшинства) в формировании позитивной/негативной оценки старшеклассниками своих жизненных перспектив.Ключевые слова:
Список литературы:
1. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования. Т. X . Вып. XVII / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2005. 359 с.
2. Собкин В.С., Ваганова М.В. Российский подросток: жизненные перспективы и страхи / / Социокультурные трансформации подростковой субкультуры: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XX / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2006. С. 7-18.
3. Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва-Амстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей. М., 1994. 151 с.
4. Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. М., 1992. 159 с.
5. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. 320 с.
6. Божович Л.И., Семенюк Л.М.. Этапы формирования личности в онтогенезе / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996. 551 с.
7. Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста / / Собр. соч.: в 6 тт.; Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
8. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / / Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19-27.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
10. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
11. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 680 с.
12. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте / / Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 31-41.
13. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред.
Г.В. Бурменской. М.: МПСИ, 2004. 656 с.
14. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). М.: Тривола, 1994. 168 с.
15. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / / Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.
16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
17. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) / / Социальная психология и общество. 2014. № 2. С. 71-86.
18. Собкин В.С., Смыслова М.М. Травля в школе: кто оказался в группе риска?/ / Дитя человеческое. 2013. № 6. С. 23-25.
19. Собкин В.С., Смыслова М.М. Жертвы школьной травли: влияние социальных факторов / / Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII. М.: Институт социологии образования РАО, 2012. С. 130-136.