К вопросу об эффективности профориентационной работы в современной общеобразовательной школе

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Социология (№8). 2014

Название: 
К вопросу об эффективности профориентационной работы в современной общеобразовательной школе


Об авторах:

Батырева Мария Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; m.v.batyreva@utmn.ru

Семенов М.Ю. ,
аспирант кафедры общей и экономической социологии Финансово-экономического института Тюменского государственного университета

Аннотация:

В статье поднимаются вопросы оценки эффективности работы по профессиональной ориентации в школе. Авторы делают акцент на том, что профориентация — одна из ключевых функций основной школы в современных условиях. Именно мероприятия по профессиональной ориентации способствуют адекватному профессиональному выбору школьников, который им дает дальнейший жизненный успех, а рынку труда — специалистов нужного качества и в необходимом количестве. Следовательно, эффективность этой работы требует регулярной оценки посредством опросов старшеклассников, направленных на выявление их профессионально-образовательных ориентаций и оценок качества получаемых профориентационных услуг. Подобные исследования необходимы для повышения качества осуществляемой школами профориентационной работы. На основе результатов исследования, проведенного учебно-научной социологической лабораторией при кафедре общей и экономической социологии Тюменского государственного университета, в статье сделана попытка анализа эффективности работы по профессиональной ориентации школьников в регионе. При этом учтены как объективные показатели качества профориентационных услуг (перечень выбираемых старшеклассниками учреждений профессионального образования и направлений подготовки), так и субъективные оценки (оценка степени влияния на профессионально-образовательный выбор различных агентов, удовлетворенность получателей профориентационных услуг их качеством). По результатам анализа разработаны рекомендации, направленные на совершенствование существующей системы профориентации в общеобразовательной школе.

Список литературы:

1. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. 511 с.

2. Смирнова Е.Э. Социология образования. СПБ.: Интерсоцис, 2006. 192 с.

3. Социология образования. Труды по социологии образования.Т. XV. Вып. XXVII. М.: Институт социологии образования РАО, 2011. 200 с.

4. Российское образование в условиях социальных трансформаций: социологические очерки / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. 696 с.

5. Панченко Т. М. Школа как институт социализации / / Информационно-

гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 1 (январь — февраль). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Panchenko School-Socialization/ (дата обращения: 06.06.2014).

6. Дягтерев А.Н., Дягтерева Л.Р. Современная государственная политика модернизации российского образования: институциональный аспект / / Социология образования. 2014. № 2. С. 4-15.

7. Акулич М.М. Образование в условиях глобализации / / Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 5(38). С. 50-57.

8. Шафранов-Куцев Г.Ф. Модернизация российского профессионального образования: проблемы и перспективы: монография. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2011. 296 с.

9. Батырева М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи. Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. Тюмень, ТюмГУ, 2003. 22 с.

10. Шубкин В.Н. Социология и общество: Научное познание и этика науки. Монография. М.: ЦСПиМ, 2010. 424 с.