Выпуск:
Вестник ТюмГУ. Социология (№8). 2013Об авторе:
Гаврилюк Вера Владимировна, доктор социологических наук, профессор, Институт менеджмента и бизнеса, Тюменский индустриальный университет; gavriliuk@list.ruАннотация:
В статье рассматривается малоисследованная проблема взаимосвязи человеческого и профессионального потенциала. Определяется методология изучения и технологии измерения профессионального потенциала. Профессиональный потенциал рассматривается форма проявления человеческого потенциала в сфере трудовых отношений. Содержательные характеристики профессионального потенциала складываются из четырех взаимосвязанных признаков: профессиональной компетентности, инновационной готовности; социального потенциала; культурного потенциала; нравственного потенциала. Рассмотрены проблемы старения научно-педагогических кадров в высшей школе, особенности их ротации в разных регионах страны. Столичные вузы по-прежнему имеют возможность рекрутирования талантливых молодых ученых и преподавателей из российской провинции. Провинциальные вузы вынуждены пополнять свой кадровый потенциал выпускниками только региональных вузов, т.е. наблюдается простое воспроизводство существующих научных школ и традиций профессионально-педагогической деятельности. Именно поэтому проблема формирования и реализации профессионального потенциала молодых научно-педагогических кадров сегодня практически значима.Ключевые слова:
Список литературы:
1. Вишневский А.Г. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. М., 1998.
2. Генисаретский О.И., Носов Н.А., Юдин Б.Г. Концепция человеческого потенциала: основные положения // Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. М., 1999.
3. Солнцева Б.Г., Смолян Г.Л. Человеческий потенциал: размышления о смысле понятия // Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. М., 1999.
4. Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М., 2004.
5. Человеческий потенциал как критический ресурс России / Отв. ред. Б.Г. Юдин. М: ИФРАН, 2007. С. 2.
6. Профессиональный потенциал молодых преподавателей провинциальных вузов. Коллективная монография / Ред. В.В. Гаврилюк. Вестник ТОГИРРО. № 52 (26). Тюмень, 2012.
7. Мехришвили Л.Л., Маленков В.В. Мотивационный комплекс и деятельностная ориентация молодых ученых. В кн.: Профессиональный потенциал молодых преподавателей провинциальных вузов. Коллективная монография. Ред. Гаврилюк В.В. // Вестник ТОГИРРО. № 52 (26). Тюмень, 2012. С. 54-97.
8. Горшков М.К. Готово ли российское общество к модернизации. Аналитический доклад. М., 2010. 179 с. Официальный сайт Института социологии РАН. URL: http://www.isras.ru/analytical_report_modernization.html
9. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустрального общества. Изд 4-е. М.: ЛКИ, 2008. 352 С. 109–110.
10. Латышева Т.В. Культурный потенциал молодых преподавателей. В кн.: Профессиональный потенциал молодых преподавателей провинциальных вузов. Коллективная монография / Ред. Гаврилюк В.В. Вестник ТОГИРРО. № 52 (26). Тюмень, 2012 С. 128–152.
11. Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы // Социологические исследования. 2010. № 6.