Об авторах:
Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Информационно-аналитического центра РАО (г. Москва);
sobkin@mail.ruКалашникова Екатерина Александровна, кандидат психологических наук, научный сотрудник Института управления образования РАО, инспектор по кадрам ИСО РАО (г. Москва);
5405956@mail.ru
Аннотация:
Статья посвящена анализу возрастных особенностей мотивации чтения учащихся основной школы. На основе материалов социологического опроса 3056 учащихся 5-9-х классов московских школ проводится анализ влияния гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов на мотивы, обосновывающие выбор учащимися литературных произведений. С помощью факторного анализа выделяются основные мотивационные доминанты выбора литературных произведений учащихся 5, 7, 9-х классов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе по развитию литературных интересов школьников.
Список литературы:
1. Бахтин М.М. «Вопросы литературы и эстетики». Исследования разных лет. М.: Ху-
дожественная литература, 1975. 502 с.
2. Собкин В.С. Отношение учащихся основной школы к художественной литерату-
ре. Социология образования. Труды по социологии образования. Т. ХV. Вып. ХХVII. /
Под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2011. С. 131-156.
3. Собкин В.С. Чтение художественной литературы в подростковой субкультуре //
М-лы семинара «Роль чтения в духовно-нравственном становлении личности». Доклады
Научного совета по проблемам чтения. Вып. 2 / Сост. Ю.П. Мелентьева // Под ред.
акад. РАН и РАО В.А. Лекторского. М., 2011. С. 19-38.
4. Собкин В.С., Писарский П.С. Круг чтения художественной литературы у старше-
классников // Вопросы психологии. 1994. № 5. С.43-51.
5. Собкин В.С., Плоткин Д.А. Подросток и художественная литература: динамика
читательских интересов // Вестник практической психологии образования. 2006. № 2.
С. 36-43.
6. Собкин В.С., Плоткин Д.А. Особенности литературного развития в подростковом
возрасте: динамика социокультурных трансформаций // Вопросы образования. 2006.
№ 4. С. 310–328
7. Собкин В.С., Плоткин Д.А. Социально-психологический анализ особенностей
литературного развития подростков // Социокультурные трансформации подростковой
субкультуры. Труды по социологии образования. Т. ХI. Вып. ХХ. М.: Центр социологии
образования РАО, 2006. С. 116–138.
8. Sobkin, V.S., Pisarsky, P.S. The changes in Literature Preferences in Senior
Schoolchildren (Based on the Results of Sociological Research of 1976-1991) // Emotions
and Art. Problems. Approaches. Explorations. Perm, 1992. P. 310-315.