Нравственное воспитание личности как целевой ориентир российского государства: конституционно-правовой аспект

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Право (№3). 2012

Название: 
Нравственное воспитание личности как целевой ориентир российского государства: конституционно-правовой аспект


Об авторах:

Волосникова Людмила Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики, директор Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета; volosnikova@yandex.ru

Теплякова Ольга Андреевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права, Институт государства и права, Тюменский государственный университет; o.a.teplyakova@utmn.ru; ORCID: 0000-0002-8882-0761

Аннотация:

В статье рассматриваются состояние, динамика и проблемы нормативно-правового регулирования сферы, связанной с реализацией такой функции государства как нравственное воспитание личности; анализируются теоретические основы нравственных приоритетов и принципов, закрепленных в законодательстве, современный государственно-правовой подход к духовно-нравственному воспитанию, выделяется ряд его недостатков, а также обще-российские тенденции в данной сфере.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 де-
кабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о по-
правках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и
от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.
2009. № 4. Ст. 445.
2. Гегель Г.В.Ф.. Философия права.// Немецкая классическая философия. Право
и свобода. Харьков, 2000. С. 557.
3. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. // В.С. Соловьев.
Избранное. М., 2010. С. 408.
4. Соловьев В.С. Право и нравственность. Очерки из прикладной этики» // В.С. Со-
ловьев. Избранное. М., 2010. С. 442. 
5. Гетьман-Пятковская И.А. Право и мораль: теоретико-правовые проблемы соот-
ношения и взаимодействия. Дисс. ... канд. юрид. наук. Киев, 2007.
6. Алиева М. Н. Нравственность как объект конституционно-правовой защиты:
Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2006.
7. Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана
нравственности: // Отв. ред. и сост. М.Н. Кузнецов, И.В. Понкин. М., 2009.
8. Теплякова О.А. Целевые ориентиры российского государства в сфере нравствен-
ного воспитания личности // Всероссийская научно-методическая видеоконференция
«От инноваций к качеству образования». Сб. статей: Тюмень, 2011.
9. Емельянова И.Н. Воспитательная функция классического университета: особен-
ности, проблемы, механизм реализации. Saarbrücken, 2011.
10. Волосникова Л.М., Тарасевич И.А. Нравственно-мировоззренческая функция
образования: конституционно-правовые аспекты // Журнал российского права. 2006.
№ 8. С. 87-94
11. Резник Ю.М. Социальная теория и общество// Личность. Культура. Общество.
2006. Т.8. С.60-80.
12. гл. 25 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ
// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954; гл. 6
Кодекса об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ //
Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 1.
13. ст. 169 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября
1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32.
Ст. 3301.
14. ст. 63 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ
// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 3.
15. ст. 63, 65, 66, 124, 146, 148.1, 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации
от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.
16. Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» //
Общественное обсуждение законопроектов. М., 2010. URL: http://zakonoproekt2011.ru
17. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.