Выпуск:
Вестник ТюмГУ. Экономика (№11). 2012Об авторе:
Трусова К.Е.,Аннотация:
Цель работы заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию механизма муниципального управления устойчивым развитием моногорода. Предметом исследования выступают экономические и управленческие отношения в системе функционирования моногородов, проблемы которых, обостривших на пике финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., свидетельствуют о необходимости разработки концептуально новых подходов к решению задач по выходу моноспециализированных городов на траекторию устойчивого развития, поскольку меры государственной политики, принимаемые в отношении управления моногородами не содержат методически адекватных специфике, сложности и остроте проблемы, способов устранения «узких» мест развития моногородов, которые должны быть сосредоточены на качестве жизни населения, как главном ресурсе развития моногорода. В рамках исследования представляет интерес разработка механизма обеспечения устойчивого саморазвития моногородов, ресурсным сопровождением которого выступают финансовые возможности местного бюджета, поскольку именно городам принадлежит ключевая роль в решении проблем устойчивого развития регионов и государства в целом. Это актуализирует задачу на уровне муниципалитета через местные рычаги регулирования обеспечить наибольшее приращение социально–экономического потенциала территории. Для решения поставленной задачи предложен и апробирован механизм управления устойчивым развитием моногорода на основе обеспечения оптимальной эффективности распределения бюджетных ресурсов города, достигаемой в результате применения интегрального показателя «качество жизни» населения, оцениваемого в той части, которую привносит в количественную оценку этой категории бюджет города, точнее, его расходная часть. Таким образом, интегральный показатель «качество жизни», как сверстка частных критериев, детализирован до уровня расходных статей бюджета, благодаря чему, посредством применения метода анализа иерархий и решения оптимизационных задач, определена оптимальная структура расходов бюджета моногорода, обеспечивающая наибольшее приращение интегрального показателя «качество жизни» и произведена оценка эффективности муниципального управления бюджетом города, что наделяет руководство социально-экономического блока моногорода
рычагами управления процессом его устойчивого развития.Ключевые слова:
Список литературы:
1. Федоренко Н.П. О целях и стратегии социально–экономического развития России // Экономика и математические методы. 2003. № 2. С. 3–13.2. Айвазян С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально–экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. М.: ЦЭМИ РАН, 2000. 118 с.
3. Айвазян С.А. Сравнительный анализ интегральных характеристик качества жизни населения субъектов РФ. М.: ЦЭМИ РАН, 2001. 65 с.
4. Федоров Ю.В. Принятие решений в управлении социально–экономическим развитием города. М.: ЛКИ, 2007. 184 с.
5. Айвазян С.А. К методологии измерения синтетических категорий качества жизни населения // Экономика и математические методы. 2003. №2. С. 33–53.