Выпуск:
Вестник ТюмГУ. Экономика (№11). 2012Об авторе:
Токарева О.Е.,Аннотация:
В настоящее время анализ проблем инновационного развития отраслей сферы услуг выдвигается в разряд первоочередных в структуре научных исследований. В статье рассматриваются содержание и особенности инновационного процесса в сфере услуг. В результате изучения эволюции теории инноваций выделены три этапа: формирование фундаментальных основ теории; развитие базовых инновационных идей; развитие инноваций в период становления экономики знаний. Представлены основные теоретические подходы, сложившиеся в рамках современной теории инноваций. Обосновывается необходимость создания условий для внедрения инноваций на рынке услуг, что является условием социально-экономической стабильности общества. Эффективность инноваций сферы услуг представлена в двух аспектах: как внутренняя и внешняя эффективность. Внутренняя эффективность инноваций анализируется с точки зрения рационального использования имеющихся ресурсов. Основным критерием внутренней эффективности является норма отдачи от вложений в производство данной услуги. Внешняя эффективность инноваций услуг в системе общественного воспроизводства рассмотрена по направлениям: формирование человеческого капитала, повышение уровня жизни населения, повышение занятости, рациональное размещение производительных сил, повышение эффективности общественного воспроизводства. Таким образом, инновационное развитие сферы услуг представлено фактором совершенствования человеческого капитала, повышения эффективности общественного воспроизводства. Условием эффективного функционирования отраслей сферы услуг является реализация единой стратегии инновационного развития по направлениям: рост наукоемкости услуг; увеличение инновационной активности в обслуживающих отраслях; преобладание нетехнологических инноваций. Сфера услуг отличается значительным потенциалом, динамичным ростом объема научных исследований и разработок.Ключевые слова:
Список литературы:
1. A Report of the Expert Group on Innovation in Services, 2007. URL: http://www.europe-innova.org.
2. Никифоров И.К. Инновационная деятельность как фактор развития экономических систем: дисс. … канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2004. 124 с.
3. Цветков А.Г. Государственный организационно-экономический механизм научно-технических нововведений. СПб.: ГИЭА, 1997. 142 с.
4. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). URL: http://www.economy.gov.ru
5. Деделюк Е.Ю. Инновации в сфере услуг как элемент конкурентоспособности в условиях рыночной экономики // Сб. м-лов по итогам III междунар. науч.-практич. онлайн-конф. / Под общ. редакцией О.Н. Мельникова. М.: Креативная экономика, 2011.
496 с. С. 198-206. URL: http://www.creativeconomy.ru
6. Пашигорева Г.И. Проблемы организации инновационной деятельности в сфере услуг // Проблемы современной экономики. 2006. № 1/2 (17/18). Экономика непроизводственной сферы. Евразийский международный научно-аналитический журнал. URL: http://www.m-economy.ru
7. Заиченко С.А. Развитие инноваций в сфере услуг // Форсайт. 2007. №1. С. 30-33.