Психофизиологическая характеристика студенток в зависимости от вида и режима физкультурно-спортивной деятельности

Вестник ТюмГУ. Экология и природопользование


Выпуск:

2015. Том 1. №3(3)

Название: 
Психофизиологическая характеристика студенток в зависимости от вида и режима физкультурно-спортивной деятельности


Об авторах:

Рубанович Виктор Борисович,
доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры физического воспитания, Новосибирский государственный педагогический университет 

Жомин Константин Михайлович,
кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных игр и единоборств, Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация:

Изучено влияние разных видов и режимов оздоровительной и спортивной деятельности в условиях вуза на психофизиологические показатели здоровья студенток I-IV курсов. Показаны особенности динамики психоэмоционального состояния, когнитивной деятельности, нейродинамических характеристик, функциональной асимметрии головного мозга студенток в зависимости от физкультурно-спортивной деятельности. В ходе эксперимента установлено, что занятия в основной медицинской группе в объеме 4 часа в неделю не оказывает положительного влияния на динамику изученных показателей психофизиологического статуса. При самостоятельном выполнении физических упражнений аэробной направленности по 1 часу в неделю дополнительно к занятиям по физическому воспитанию и ритмической гимнастикой в основном отмечалась стабильность психофизиологических функций. Установлено, что занятия в спортивных секциях волейболом, баскетболом и в меньшей степени легкой атлетикой (бег на средние дистанции) по 6-8 часов в неделю ведут к улучшению психо-эмоционального состояния, когнитивной деятельности, нейродинамических характеристик студенток.

Список литературы:

1.        Айзман Р. И., Айзман Н. И., Лебедев А. В., Рубанович В. Б. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений / Р. И. Айзман,

2.        Н. И. Айзман, А. В. Лебедев, В. Б. Рубанович. Новосибирск, 2010. 100 с.

3.        Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И., Рубанович В. Б. Психофизиологические и личностные особенности студентов первого курса педагогического вуза /

Р. И. Айзман, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман, В. Б. Рубанович // Сибирский психологический журнал. 2013. № 6. С. 244-251.

4.        Асеев В. Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации / В. Г. Асеев // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск, 1986. С. 3-17.

5.        Байгужина О. В. Особенности адаптивных реакций вегетативной нервной системы и нейродинамических процессов организма студенток 19-20 лет в зависимости от типа ментальной нагрузки: автореф. дис. … канд. биол. наук / О. В. Байгужина. Челябинск, 2008. 23 с.

6.        Жомин К. М. Морфофункциональные и психофизиологические особенности студенток в зависимости от вида и режима физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дис. … канд. биол. наук / К. М. Жомин. Челябинск, 2013. 24 с.

7.        Жомин К. М., Рубанович В. Б., Кужугет А. А. Оценка оздоровительной эффективности различных видов и режимов физкультурно-спортивной деятельности студенток вуза / К. М. Жомин, В. Б. Рубанович, А. А. Кужугет // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 263-268.

8.        Имнаев Ш. А., Комаров Ю. Н. Физическая культура как фактор, влияющий на здоровый образ жизни студентов / Ш. А. Имнаев, Ю. Н. Комаров // Здоровье человека: материалы III междунар. конгр. валеологов. СПб, 2002. С. 87-88.

9.        Кужугет А. А. Особенности физического развития, функции кардиореспираторной системы и соматического здоровья студентов в зависимости от организованной двигательной активности: автореф. дис. … канд. биол. наук / А. А. Кужугет. Челябинск, 2012. 24 с.

10.    Федорова О. В., Иваненко Н. В. Психология исследования личности спортсменов /

11.    О. В. Федорова, Н. В. Иваненко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. Харьков, 2007. № 5. С. 189-191.

12.    Эрдынеева К. Г., Попова Р. Э. Функциональная асимметрия мозга как условие адаптации студента к учебной деятельности / К. Г. Эрдынеева, Р. Э. Попова // Успехи современного естествознания. 2009. № 1. С. 64-67.