Выпуск:
Вестник ТюмГУ. Медико-биологические науки (№6). 2013Об авторах:
Каташинская Людмила Ивановна, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, географии и методики их преподавания, Филиал Тюменского государственного университета в г. Ишиме; Katashinskaya@yandex.ruАннотация:
Общепринятыми методами исследования проведена оценка морфофункциональных показателей старших школьников Ишимского района. Обследованные школьники характеризовались средним уровнем физического развития. Подростков с высоким уровнем физического развития выявлено не было, за исключением группы юношей 16 лет (3%). В возрастной группе девочек и мальчиков 12 и 13 лет были выявлены школьники с низким уровнем физического развития (4%). С возрастом распределение школьников по уровням физического развития изменялось волнообразно. Показатели систолического и диастолического артериального давления с возрастом повышаются. Более высокие показатели диастолического артериального давления регистрируются у мальчиков. Фактически измеренное АДД выше расчетного во всех обследованных группах. С возрастом отмечается увеличение показателя жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Степень прироста ЖЕЛ больше у юношей, чем у девушек. Во всех группах обследованных школьников жизненная емкость легких юношей выше, чем у девушек. Полученные данные приняты и используются для объективной оценки функционального состояния детей в условиях сельских образовательных учреждений юга Тюменской области, а также при планировании мероприятий по сохранению здоровья детей в общеобразовательных учреждениях. Полученные в ходе эксперимента данные использованы для оптимизации функционального состояния учащихся.Ключевые слова:
Список литературы:
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Геотар Медицина. 2008. 432 с.
2. Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Чекалова С.А. Оценка физического развития
детей и подростков с использованием стандартов разного территориального уровня // М-лы Х Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 2007. С. 474-478.
3. Каташинская Л.И., Губанова Л.В. Состояние здоровья современных школьников
// Известия Самарского научного центра РАН. 2009 Т. 11. №1. С. 869-871.
4. Козин В.В., Кощеева Г.С. Загрязнение вод тюменского Приишимья: проблема,
требующая решения // Вестник Тюменского государственного университета. 2010. № 7. С. 167-174.
5. Суппес Н.Е. Экологическая оценка стоячих вод города Ишима методами биоиндикации // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. Т. 11. № 1.С. 1157-1160.
6. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М., 2000.319с.
7. Щеплягина Л.А., Римарчук Г.В., Л.И. Васечкина Физическое развитие детей в
условиях экологического неблагополучия: Пособие для врачей. М., 2005. 28 с.
8. Корзан Е.С., Соловьев В.С. Физическое развитие школьников ханты и русских из
непромышленной местности // Вестник Тюменского государственного университета,
2011. № 6. Серия Медико-биологические науки. С. 112-115.
9. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Учение о здоровье и проблемы
адаптации. Ставрополь, 2000. С. 168-170.
10. Кувичкина М.В. Морфофункциональные показатели физического развития
школьников разных возрастных групп из техногенно загрязненных районов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 88. С. 107-111.