Формы и мотивы богохульства в церковных рассказах про наказание грешников смертью (по материалам православной публицистики конца XIX — начала XX вв.)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2024. Том 10. № 4 (40)

Название: 
Формы и мотивы богохульства в церковных рассказах про наказание грешников смертью (по материалам православной публицистики конца XIX — начала XX вв.)


Для цитирования: Бушуева А. А. 2024. Формы и мотивы богохульства в церковных рассказах про наказание грешников смертью (по материалам православной публицистики конца XIX — начала XX в.) // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. Том 10. № 4 (40). С. 120–139. https:// doi.org/10.21684/2411-197X-2024-10-4-120-139

Об авторе:

Бушуева Анна Андреевна,

преподаватель-исследователь, ассистент кафедры «История и документоведение», Курганский государственный университет, Курган, Россия; anna_b2022@mail.ruhttps://orcid.org/0000-0003-1100-8561



Аннотация:

Статья посвящена особенностям отображения богохульных действий в опубликованных в официальных церковных периодических изданиях конца XIX — начала XX в. рассказах о «неестественной», внезапной, мучительной смерти грешников. Автором охарактеризована жанровая специфика текстов, которые возникли в результате взаимодействия народных и пастырских религиозных представлений на грани между фольклором, церковной публицистикой и развлекательно-новостной заметкой; также поставлен вопрос о том, в каких отношениях — между конфликтом и согласием — пребывают разнородные функции и смыслы этих рассказов. Было определено, какие виды богохульных деяний в границах жанровой логики подлежали божественной каре и кого осуждали на «чудесную» смерть (пол, возраст, социальное происхождение, национальность, религиозный статус). На основании обозначенного в источниках мотива преступления предложена их классификация. К первой категории отнесены рассказы про неуважение к святыням и церковной обрядности, проявленное в бытовом контексте, часто без злого умысла, по легкомыслию, усугубляемому опьянением: оскорбление икон, священника, нарушение поста или праздничного отдыха, кража церковного имущества и пр. Во вторую категорию вошли публичные атеистические выступления, словесные (проповедь небытия Бога) или физические (стрельба в иконы). В третью — старообрядческая критика православного церковного учения и его святынь. В четвертую — истории «предательства» Бога и церкви, отступления от служения в угоду земному благосостоянию, корысти. Общее для всех категорий — открыто и бесстрашно выраженное перед многочисленными свидетелями сомнение в могуществе Бога. Смертью богохульника, завершающей каждый подобный сюжет, Бог опровергает сомнение в его способности совершить немедленное возмездие, земной суд. В целом богохульство можно прочесть как обыденное действие человека, существовавшего за границами строгих представлений духовенства о сакральном и неприкосновенном, или как сознательный протест против божественного и/или связанной с ним социальной структуры, форму эмансипации.

Список литературы:

Бальжанова Е. С. 2006. Понятие о грехе и преступлении у крестьян Среднего Урала (XIX – начало XX вв.) // Горнозаводской Урал в XVIII – начале XX в.: проблемы социокультурной истории: Сборник научных статей. Екатеринбург: Банк культурной информации. С. 85–104.

Буйских Ю. 2014. «Кара Божья» и «Чудо Господнее» в рассказах об осквернении святынь в текстах современной украинской крестьянской традиции // Acta Baltico-Slawica. No. 38. S. 263–278.

Дранникова Н. В. 2020. Разрушение православных церквей и культовых сооружений в повествовательной традиции Архангельской области // Традиционная культура. Том 21. № 2. С. 91–102. https://doi.org/10.26158/TK.2020.21.2.008

Иванова И. Е. 2015. Нарративы о христианских чудесах в «Тверских Епархиальных ведомостях» // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Филология. № 1. С. 196–202.

Комаров Д. А. 2011. Преступники «против веры»? Религиозные преступления в крестьянской среде (вторая половина ХIХ – начало ХХ века) // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: История. № 3. С. 96–107.

Крюкова С. С. 2010. Православные святыни, святость и святотатство в крестьянском правосудии (вторая половина XIX в.) // Святыни и Святость в жизни русского народа: этнографическое исследование / ИЭА РАН; отв. ред. и сост.: О. В. Кириченко. М.: Наука. С. 207–240.

Липатова А. П. 2010. К вопросу о формировании жанра легенды // Фольклор: текст и контекст: Сборник статей / Гос. республ. центр рус.фольклора. М.: Роскультпроект. С. 178–196.

Майзульс М. 2017. Наказание святых: благочестивое богохульство в Средние века и в раннее Новое время // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. Том 35. № 2. С. 15–51.

Малахова А. С., Малахов С. Н. 2014. Феномен болезни в сознании и повседневной жизни человека Древней Руси (ХI − начало XVII в.). Армавир: Дизайн-студия Б. 298 с.

Медведь А. Н. 2017. Болезнь и больные в Древней Руси: от рудомета до дохтура. Взгляд с позиций исторической антропологии. СПб.: Издательство Олега Абышко. 288 с.

Пелезнева Н. А. 2022. Болезнь как пространство коммуникации человека и Бога в восприятии древнерусского Книжника XI–XIII вв. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви. № 105. С. 11–30. https://doi.org/10.15382/sturII2022105.11-30

Смилянская Е. Б. 2003. Волшебники. Богохульники. Еретики: Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. М.: Индрик. 462 с.

Сморжевских-Смирнова М. А. 2001. Болезнь и смерть грешника: средневековые образцы в сказании Авраамия Палицына // Русская филология. 12: сборник научных работ молодых филологов. Тарту: Издательство Тартуского университета. С. 29–35. https://www.smorzhevskihh.com/Public/Bolezn_i_smert_greshnika.html (дата обращения: 12.12.2024).

Стрелкова О. С. 2011. Жанр рассказа о чудесах на страницах Курской духовной периодики XIX – начала XX вв. // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. № 6 (44). С. 253–259.

Шеваренкова Ю. М. 2003. Легенды-былички как жанровая разновидность фольклорной легенды // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Филология. № 1. С. 52–57.

Штырков С. А. 2001. Наказание святотатцев: фольклорный мотив и нарративная схема // Труды факультета этнологии. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге. Вып. 1: Фольклористика. С. 198–210.

Юрчук Л. А., Казаков И. В. 2018. Псковские легенды о наказании за разрушение храмов // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие: Материалы Международной научно-практической конференции в рамках Международного Кирилло-Мефодиевского фестиваля славянских языков и культур, Москва, 23–25 мая 2018 года. М.: Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина. С. 88–91.