Выпуск:
2024. Том 10. № 4 (40)Об авторе:
Мартьянова Светлана Алексеевна,кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русской и зарубежной филологии, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Владимир, Россия; martyanova62@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-6917-0118
Аннотация:
В статье восстанавливаются особенности переживания природы М. М. Пришвиным как храма в историографическом пространстве и выявляется генезис его религиозной идентичности. Автор выявляет два круга таких источников: как современный писателю, так и относящийся к контексту «большого исторического времени». Опираясь на материалы «Дневников» М. М. Пришвина, автор статьи сопоставляет идеи писателя с религиозно-философскими поисками Е. Н. Трубецкого, отраженными в работе «Россия в ее иконе»: воплощенные в новгородских иконах XI и XV вв., в украшениях Дмитриевского собора во Владимире, на иконе «О Тебе, Благодатная, радуется всякая тварь» представления о единстве всей твари, соборности, включающей не только человеческий, но и природный мир. В статье отмечается родство идей Пришвина и Трубецкого с утверждениями В. С. Соловьева в статье «Общий смысл искусства». К числу близких Пришвину научных работ автор относит книгу В. М. Жирмунского «Немецкий романтизм и современная мистика» (1914). Пришвинское понимание природы рассмотрено также как часть русского францисканства. В статье проанализировано влияние русских книг о св. Франциске на художественные идеи писателя. Результаты подчеркивают христианский характер богоискательских и творческих идей М. М. Пришвина, а также их включенность в культурно-исторический и подкрепленный романтическими прозрениями писателя контекст, который восходит к «Шестодневам», суждениям святых отцов, средневековым представлениям о мире как книге.Ключевые слова:
Список литературы:
Аверинцев С. С. 2004. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика. 480 с.
Алексеева Е. 2015. Михаил Пришвин — загадки жизни писателя // Православие и мир. 22 декабря. https://www.pravmir.ru/mihail-prishvin-predskazavshiy-vtoruyu-prirodu-1/ (дата обращения: 15.01.24).
Аствацатуров А. Г. 1996. О книге В. М. Жирмунского // Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: Aксиома, Новатор. С. i–xl.
Афанасьев Ю. Н. 1986. Фернан Бродель и его видение истории // Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс. С. 52–58.
Бахтин М. М. 1986. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. С. 347–354.
Бердяев Н. А. 2006. Философия свободного духа. М.: АСТ. 525 с.
Бычков В. В. 1995. Aesthetica patrum. Эстетика Отцов Церкви. Апологеты. Блаженный Августин. М.: Ладомир. 593 с.
Гауптман Г. 1908. Апостол // Гауптман Г. Полн. собр соч. в 3 т. Т. 1. СПб.: Издание Т-ва А. Ф. Маркса. С. 482–496.
Дворцова Н. П. 2004. Экстерриториальный писатель (О литературной репутации М. М. Пришвина) // Вопросы литературы. № 1. С. 49–69.
Достоевский Ф. М. 1975. Полн. собр. соч. в 13 т. Л.: Наука. Т. 13. Подросток. 456 с.
Жирмунский В. М. 1996. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: Аксиома, Новатор. 240 c.
Конради В. 1912. Книга о святом Франциске. СПб.: Сириус. 241 с.
Лосский Н. О. 1994. Бог и мировое зло. М.: Республика. 432 с.
Медведев А. А. 2024 «Природа вся перcональна». Франциск Асизский в онтологии Михаила Пришвина // Quaestio Rossica. Том 12. № 1. C. 506–512.
Ольховская Ю. И. 2017. Развитие жанра миниатюры в творчестве М. М. Пришвина // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. № 5–6 (72). C. 32–37.
Пименова Э. К. 1896. Франциск Ассизский, его жизнь и общественная деятельность: биографический очерк. СПб: Типография П. П. Сойкина. 77 с.
Пришвин М. М. 1994. Дневники. 1918–1919. Книга вторая / подгот. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной; коммент. Я. З. Гришиной, В. Ю. Гришина. М.: Моск. рабочий. 383 с.
Пришвин М. М. 1995. Дневники 1920–1922. Книга третья / подгот. текста Л. А. Рязановой; коммент. Я. З. Гришиной, В. Ю. Гришина. М.: Моск. рабочий. 334 с.
Пришвин М. М. 2003 Дневники. 1926–1927. Книга пятая / подгот. текста Л. А. Рязановой; коммент. Я. З. Гришиной, Л. А. Рязановой. М.: Русская книга. 592 с.
Пришвин М. М. 2007. Ранний дневник 1905–1913 / подгот. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной. СПб.: Росток. 800 с.
Сомова Н. А. 2016. Черты притчи в лирических миниатюрах М. М. Пришвина // Уральский филологический вестник. № 5. С. 122–130.
Трубецкой Е. Н. 2003. Умозрение в красках // Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. М.: Лепта-Пресс. С. 7–65.
Флоренский П. А., свящ. 2003. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М.: АСТ. 640 с.
Холодова З. Я. 2001. Роль философии В. С. Соловьева в формировании художественного мышления М. М. Пришвина // Соловьевские исследования. № 3 (3). С. 136–151.
Холодова З. Я. 2016. Художественное мышление М. М. Пришвина: фольклорный аспект // Вестник КГУ. № 6. C. 79–83.