Школа — для дураков? Роман Саши Соколова в русском и зарубежном контексте

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2024. Том 10. № 3 (39)

Название: 
Школа — для дураков? Роман Саши Соколова в русском и зарубежном контексте


Для цитирования: Данилина Г. И., Гринякина К. А. 2024. Школа — для дураков? Роман Саши Соколова в русском и зарубежном контексте // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. Том 10. № 3 (39). С. 82–97. https://doi.org/10.21684/2411-197X-2024-10-3-82-97

Об авторах:

Данилина Галина Ивановна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры языкознания и литературоведения, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; g.i.danilina@utmn.ru, https://orcid.org/0000-0002-0100-0948

Гринякина Ксения Александровна, студент 1 курса магистратуры направления «Филология: Глобальная русистика», Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; stud0000222851@study.utmn.ru, https://orcid.org/0009-0003-9335-945X

Аннотация:

Статья посвящена изучению нарративной структуры романа Саши Соколова «Школа для дураков». Объект исследования — школа как заглавный образ романа, пока не рассматривавшийся в соотнесении с отечественным и зарубежным «школьным» контекстом.
Направленность анализа определяется транстекстуальностью романа в экстраполированном на образ школы плане. Выбор произведений определен отсылками в тексте романа — это русская и советская «школьная повесть»: «Детство Тёмы» Н. Г. Гарина-Михайловского, «Мальчик из Уржума» А. Голубевой, «Дом на горе» А. И. Мусатова и «Витя Малеев в школе и дома» Н. Н. Носова. Также мы обращаемся к репрезентативному произведению зарубежной классики — роману Г. Гессе «Игра в бисер», отсылки к которому у Саши Соколова различимы в идее свободного образования и воспитания личности, но еще не отмечены в науке.
Цель работы определила метод исследования — компаративный анализ на нарративном и концептуально-тематическом уровнях художественного текста.  В процессе исследования раскрывается, что заявленный подход выводит на дополнительные концептуальные смыслы.
Согласно сложившейся точке зрения, школа в романе Саши Соколова — объект сатирического изображения. Однако анализ на уровне контекста выявляет более сложные и амбивалентные смыслы. Так, выясняется, что идеологическая советская и утопическая западная модель школы, как ни парадоксально, близки между собой. В обоих случаях это школа мечты, устроенная в соответствии с социальными идеалами; школа-сад, где взращивают будущих полезных членов общества.
Независимо от того, сведено личное «я» к нулю («школьная повесть») или бережно пестуется («Игра в бисер»), нарратив школы показывает: сама суть школьного воспитания требует нивелировать всё индивидуальное для подготовки учеников к жизни в обществе. Тем самым «сатирический» нарратив школы — не самоцель, а средство-репрезентант, создающее основу нарратива творческой личности.

Список литературы:

Аверинцев С. С. 1977. Путь Германа Гессе // Гессе Г. Избранное. М.: Художественная литература. С. 3–30.

Азеева И. В. 2015. Саша Соколов «Школа для дураков»: опыт интерпретации игрового текста. Ярославль: Ярославский гос. театр. ин-т. 140 с.

Банах И. В. 2021. Формирование канона: миф о счастливом детстве в советской детской литературе // Норма и отклонение в литературе, языке и культуре. Гродно: ЮрСаПринт. С. 236–243.

Баранов Д. К. 2019. Эпиграфы школы для дураков Саши Соколова как ключ к пониманию структуры романа // Вестник СПбГУ. Язык и литература. № 3. https://cyberleninka.ru/article/n/epigrafy-shkoly-dlya-durakov-sashi-sokolova-kak-klyuch-k-ponimaniy... (дата обращения: 15.04.2024).

Берг М. 1985. Новый жанр (читатель и писатель). А — Я: Литературное издание. Париж: Fischer & Schmidtreprotechnik. № 1. С. 4–6.

Битов А. 1989. Грусть всего человека // Октябрь. № 3. С. 157–158.

Бурдина С. В., Шумилова О. А. 2016. Эволюция жанра школьной повести в русской литературе ХХ века // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. №2 (34). С. 128–134. https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-zhanra-shkolnoy-povesti-v-russkoy-literature-hh-veka (дата обращения: 18.09.2024).

Вайль П., Генис А. 1993. Уроки школы для дураков // Литературное обозрение. № 1. С. 13–16.

Вари Э. 2002. «Литература […] — искусство обращения со словом». Заметки о повести «Школа для дураков» Саши Соколова. Studia Slavica. Том 47. № 3–4. С. 427–450.

Гарин-Михайловский Н. Г. 1957. Детство Тёмы. Собрание сочинений в 5 т. Т. 1. М.: Государственное издательство художественной литературы. https://ilibrary.ru/text/4437/index.html (дата обращения: 15.04.2024).

Гессе Г. 1991. Игра в бисер. Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во. 464 с.

Голубева А. Г. 1970. Мальчик из Уржума. М.: Детская литература. 208 с.

Евгеньева А. П. (ред.). 2005. Словарь русского языка в 4 т. // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). https://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp (дата обращения: 15.04.2024).

Зорин А. 1989. Насылающий ветер // Новый мир. № 12. С. 250–253.

Липовецкий М. Н. 1997. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики: монография. Екатеринбург: Изд-во УГПУ. 317 с.

Литовская М. А. 2010. Школьная повесть как инструмент анализа повседневности советской школы // Антропология советской школы: культурные универсалии и провинциальные практики: сб. ст. Пермь: Пермский гос. ун-т. С. 278–291.

Мусатов А. И. 1951. Дом на горе. http://lib.ru/PROZA/MUSATOW/domnagore.txt (дата обращения: 15.04.2024).

Носов Н. Н. 2021. Витя Малеев в школе и дома. М.: Самовар. 176 с.

Сапрыкин Ю. 2020. История романа «Игра в бисер» в России. Хранители жемчуга. Как «Игра в бисер» Германа Гессе уходит от современности — и меняет будущее // Коммерсантъ. https://www.kommersant.ru/doc/6266338 (дата обращения: 15.04.2024).

Соколов С. 1976. Школа для дураков. Анн-Арбор: Ардис. 174 с.

Тихомирова И. И. 2017. Советская школа в детской литературе и в контексте современных вопросов образования и воспитания // Библиотечное дело. № 20. С. 19–23.