Выпуск:
2024. Том 10. № 3 (39)Об авторах:
Комаров Сергей Анатольевич, доктор филологических наук, профессор, кафедра языкознания и литературоведения, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; vitmark14@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4506-4027Аннотация:
При многообразии чеховских персонажей вопрос о типологии чеховских героев и ее связи с типологией героя в русской классике XIX в. является одним из важнейших для научной рефлексии отечественного литературного опыта. Тип героя-врача уже обозначен в чеховедении, однако в его описании преобладают биографические и статические аспекты. Проблемы генезиса, динамики и структурности данного типа героя у Чехова не ставились. В данной статье рассмотрена динамика героя-врача как типа в произведениях А. П. Чехова 1890–1900-х гг., взятых в крайних точках данного временного отрезка, что позволяет по-новому взглянуть на произошедшие изменения. Авторы работы проводят анализ условий включения героя-врача в мифопоэтическую систему писателя, исследуют трансформацию авторского врачебного мифа и связанные с ней изменения структуры данного типа героя, проявляющиеся на эмблематическом и функциональном уровнях. В работе впервые рассматривается через призму возможного наличия в произведении элементов знаковой системы Фридриха Ницше повесть «Дуэль». Доказывается наличие типа сократического героя в драме «Три сестры» и повести «Дуэль», его связь с героем-врачом, описываются механизмы сближения двух этих типов. Также делается попытка осмысления некоторых оснований для возникновения таких мифопоэтических построений в чеховских произведениях. Результатом сравнительного анализа текстов становится характеристика структурных и ценностных изменений рассматриваемого типа героя.Ключевые слова:
Список литературы:
Бердников Г. П. 1984. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. 3-е изд., доработанное. М.: Художественная литература. 512 с.
Бочаров С. Г. 2007. Филологические сюжеты. М.: Языки славянских культур. 656 с.
Бялый Г. А. 1956. А. Чехов // История русской литературы: в 10 т. Т. 9. М.: Изд-во АН СССР. С. 345–432.
Долженков П. Н. 2003. Чехов и позитивизм. 2-е изд., испр. и доп. М.: Скорпион. 190 с.
Зингерман Б. И. 1988. Театр Чехова и его мировое значение. М.: Наука. 384 с.
Казаков А. А. 2011. Композиция повести Чехова «Дуэль» в ценностном аспекте // Чехов и время: сб. статей / под ред. Е. Г. Новиковой. Томск: Изд-во Томского ун-та. С. 67–74.
Капустин Н. В. 2011. Ницше // А. П. Чехов. Энциклопедия / сост. и науч. ред. В. Б. Катаев. М.: Просвещение. С. 323–324.
Катаев В. Б. 2004а. Два поединка («Княжна Мери» и «Дуэль») // Чехов плюс...: предшественники, современники, преемники. М.: Языки славянской культуры. С. 37–43.
Катаев В. Б. 2004б. Христос и Дарвин в мире Чехова // Чехов плюс...: предшественники, современники, преемники. М.: Языки славянской культуры. С. 157–166.
Комаров С. А. 2000. «Рождение трагедии» Ф. Ницше как один из источников мифопоэтики комедии А. П. Чехова «Чайка» // Вестник Тюменского государственного университета. № 4. С. 34–40.
Комаров С. А. 2002. А. Чехов — В. Маяковский: комедиограф в диалоге с русской культурой конца XIX — первой трети XX века. Тюмень: Изд-во ТГУ. 248 с.
Комаров С. А., Шукст Н. С. 2024. Дорн как тип сократического героя в пьесе А. П. Чехова «Чайка» // Культура и текст. № 1. С. 44–52.
Кубасов А. В. 2015. Фридрих Ницше в русской прозе конца XIX века: ироники и адепты (А. П. Чехов и П. Д. Боборыкин) // Уральский филологический вестник. Русская классика: динамика художественных систем. № 3. С. 158–174.
Маслова Е. А. 2008. Ницшевский слой в пьесах А. П. Чехова «Дядя Ваня» и «Три сестры»: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тюмень. 20 с.
Маслова Е. А. 2011. Три сестры // Языковые стратегии русской драматургии (введение в экографию): коллективная монография / под ред. С. А. Комарова. Тюмень: Изд-во ТюмГУ. С. 120–151.
Маслова Е. А. 2014. «Дядя Ваня» и «Три сестры»: мифопоэтика постсибирских драм А. П. Чехова // Извне и изнутри Cибири: А. Чехов — А. Вампилов — В. Шукшин: коллективная монография / под общ. ред. С. А. Комарова. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова. С. 189–216.
Меве Е. Б. 1989. Медицина в жизни и творчестве А. П. Чехова. Киев: Здоровья. 277 с.
Мурьянов М. Ф. 2001. О символике чеховской «Чайки» // Чеховиана. Полет «Чайки». М.: Наука. С. 206–221.
Ницше Ф. В. 2022. Так говорил Заратустра. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. М.: Юрайт. 314 с.
Паустовcкий К. Г. 1958. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. М.: Гос. изд-во художественной литературы. 704 с.
Рейфилд Д. 2022. Жизнь Антона Чехова. Испр. и доп. издание. М.: КоЛибри. 896 с.
Чехов А. П. 1985. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения. Т. 7. М.: Наука. 736 с.
Чехов А. П. 1986. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения. Т. 13. М.: Наука. 525 с.
Шубин Б. М. 1982. Доктор А. П. Чехов. Изд. 3-е, доп. М.: Знание. 176 с.