Локус лестницы в творчестве А. П. Чехова 1890–1900-х гг.: от духовного к непристойному

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2024. Том 10. № 2 (38)

Название: 
Локус лестницы в творчестве А. П. Чехова 1890–1900-х гг.: от духовного к непристойному


Для цитирования: Рассказова К. С. 2024. Локус лестницы в творчестве А. П. Чехова 1890–1900-х гг.: от духовного к непристойному // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. Том 10. № 2 (38). С. 71–84. https://doi.org/10.21684/2411-197X-2024-10-2-71-84

Об авторе:

Рассказова Кристина Сергеевна, младший научный сотрудник, Центр Урбанистики, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; k.s.rasskazova@utmn.ru, https://orcid.org/0000-0001-5240-6078

Аннотация:

Исследование направлено на изучение структуры локуса лестницы в произведениях Чехова 1890–1900-х гг., фиксацию неклассических смещений в структуре локуса, оценку их объема. В качестве исследовательской оптики выбран историко-литературный подход (М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, Д. С. Лихачёв). Автор продолжает изучение символического потенциала чеховского творчества, начатое в работах А. П. Чудакова, И. Н. Сухих, С. А. Комарова. В пространственном плане опирается на исследования М. О. Горячевой и Н. Е. Разумовой. Посредством метода сплошной выборки выделено 56 фрагментов из текстов писателя с 1888 по 1903 г., анализу подвергнуты 32 из них. Установлено, что при создании авторского мифа Чехов опирается на фольклорный, библейский контексты, образные знаки Ницше, Мережковского, Грибоедова, Гоголя и Достоевского и творчески переосмысляет материал источников. Выделены три индивидуально-авторских мотива, связанных с локусом лестницы: мотив стыдного и непристойного, падение с лестницы, разрыв вертикальности. Анализ структуры чеховского локуса лестницы подтверждает выводы, сделанные ранее на материале других пространственных единиц: топоса сада, леса, усадьбы, локуса скамьи. Неклассическая природа пространств в позднем творческом периоде писателя подводит к необходимости снятия установки на реалистичность чеховских текстов и свидетельствует о начале процесса модернизации в русской литературе в последнее десятилетие XIX в.

Список литературы:

Анисимов К. В. 2011. Сибирско-сахалинский травелог А. П. Чехова в истории художественного «воображения» Зауралья: между природой и обществом // Чехов и время. Томск: Изд-во Томского ун-та. С. 246−260.

Барт Р. 2016. Как жить вместе. Романические симуляции некоторых пространств в повседневности. М.: Ад Маргинем. 272 с.

Бахтин М. М. 1975. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература. 504 с.

Бердников Г. П. 1984. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М.: Художественная литература. 512 с.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Синоидальный перевод. https://azbyka.ru/biblia/ (дата обращения: 29.12.2023).

Гитович Н. И. 1955. Летопись жизни и творчества Чехова. М.: Гослитиздат. 880 с.

Горячева М. О. 1992. Проблема пространства в художественном мире А. П. Чехова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М.

Демидова Т. Э. 2019. Осмысление Н. В. Гоголем «Лествицы» И. Лествичника в поэме «Мертвые души» // Гоголевские чтения. https://www.domgogolya.ru/science/researches/15757/ (дата обращения: 29.12.2023).

Достоевский Ф. М. 1972−1990. Полное собрание сочинений: в 30 т. Ленинград: Наука.

Козмин В. Ю. 1999. Локус Михайловского в поэтическом творчестве А. С. Пушкина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб.

Комаров С. А. 2002. А. Чехов — В. Маяковский: комедиограф в диалоге с русской культурой конца XIX — первой трети XX века: автореф. дис. ... доктора. филол. наук. Екатеринбург.

Кубасов А. В. 2015. Фридрих Ницше в русской прозе конца века: ироники и адепты (А. П. Чехов, П. Д. Бобыкин) // Уральский филологический вестник. № 3. С. 158−174.

Лествичник И. 2013. Лествица, возводящая на небо. М.: Изд-во Сретенского монастыря. 592 с.

Лихачёв Д. С. 1979. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука. 360 с.

Лотман Ю. М. 1988. Художественное пространство в прозе Гоголя // В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение. С. 251−292.

Маслова А. Г. 2003. Поэтика хронотопа в раннем творчестве Б. Пастернака: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Киров.

Меньчиков Г. П. 2015. О «переоткрытии» пространства и времени и их специфике в социально-гуманитарном знании // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. № 1. https://cyberleninka.ru/article/n/o-pereotkrytii-prostranstva-i-vremeni-i-ih-spetsifike-v-sotsialno-... (дата обращения: 15.02.2024).

Мосин И. Г. 2016. Большая иллюстрированная энциклопедия. Импрессионизм. СПб.: СЗКЭО. 320 с.

Ницше Ф. 2007. Так говорил Заратустра  // Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 4. М. 432 с.

Пропп В. 2000. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт. 336 с.

Разумова Н. Е. 2001. Творчество А. П. Чехова в аспекте пространства. Томск: Томский гос. ун-т. 523 с.

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. 2005. Словарь библейских образов. СПб.: Библия для всех. 1423 с.

Сухих И. Н. 2007. Проблемы поэтики А. П. Чехова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ. 492 с.

Чехов А. П. 1974−1983. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. М.: Наука.

Чудаков А. П. 1986. Мир Чехова: возникновение и утверждение. М.: Советский писатель. 379 с.

Чудаков А. П. 1971. Поэтика Чехова. М.: Наука. 291 с.

Шопенгауэр А. 2011. Собрание сочинений: в 6 т. Том 1: Мир как воля и представление. М.: Республика.

Элиаде М. 2015. Шаманизм и архаические техники экстаза. М.: Ладомир. 552 с.

Ямпольский М. 2022. Возвращение Адама. М.: ИД Ивана Лимбаха. 416 с.