Формирование «московского текста» в ленинградской второй культуре

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2024. Том 10. № 2 (38)

Название: 
Формирование «московского текста» в ленинградской второй культуре


Для цитирования: Марков А. В. 2024. Формирование «московского текста» в ленинградской второй культуре // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. Том 10. № 2 (38). С. 57–70. https://doi.org/10.21684/2411-197X-2024-10-2-57-70

Об авторе:

Марков Александр Викторович, доктор филологических наук, профессор кафедры кино и современного искусства, Российский государственный гуманитарный университет (г. Москва); профессор кафедры русской и зарубежной филологии, Владимирский государственный университет им. А. Г и Н. Г. Столетовых; markovius@gmail.com; ORCID: 0000-0001-6874-1073

Аннотация:

Ленинградская «вторая культура» прежде всего создавала альтернативный образ культуры города, конструируя свою генеалогию как продолжение высших достижений русского модерна. Московский текст кажется маргинальным для этой культуры, несущественным для интерпретации перипетий ХХ в. Но внимательное изучение институтов второй культуры показывает, что в ней московский текст был сконструирован. Московское начало было понято как метафизика культуры, отличающаяся от мистико-экстатических программ деятелей независимого искусства Ленинграда, как перенастройка оптики, а не эксперимент с телесными и духовными принципами в искусстве. Вершиной этого понимания стала концепция московского романтического концептуализма Б. Гройса как варианта русского космизма. Но и до этого в журнале «37», центральном издании второй культуры, московское искусство конструировалось как одновременно мистически чуткое и мифологически насыщенное, состоящее из культурных образов разных эпох и уравнивающее творческое усилие и творческую топику. На ряде примеров, таких как оценка творчества Ольги Седаковой и эдиции трудов Ю. Н. Тынянова, показано, как критика московского подхода к культуре как неомифологического, отчасти анахронистического и капризно-индивидуалистического, превращалась в признание заслуг московских независимых авторов, прежде всего точнее и разнообразнее специфицировавших режимы символического производства.

Список литературы:

Гельфонд М. М. 2013. «Я читал Боратынского»: Виктор Кривулин // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. № 1–2. С. 51–55.

Д’Алессандро Р. 2020. Ольга Седакова и ленинградский самиздат 70-х годов // Acta samizdatica [=Записки о самиздате]. Вып. 5. С. 37–46.

Даниэль Б. 2021. Проблема памяти в «женской» прозе Ольги Седаковой // Новый филологический вестник. № 2 (57). С. 246–263.

Житенев А. А. 2011. Образные коды «другой культуры» в поэзии Виктора Кривулина 1970-х гг. // Полилог: электронный научный журнал. № 4. С. 15–19.

Житенев А. А. 2021. О нескольких «эрмитажных» экфрасисах Виктора Кривулина // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. Том 13. № 1. С. 83–89.

Жулькова К. А. 2021. Религиозно-философские мотивы в лирике Ольги Седаковой // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение: Реферативный журнал. № 2. С. 91–102.

Луцевич Л. 2010. Ленинградский религиозно-мистический круг 1970-х годов (к проблеме культурной памяти) // Дом Бурганова. Пространство культуры. № 2. С. 68–85.

Марков А. В. 2019a. Кинематографический смысл стихотворения В. Кривулина «На мотив Достоевского» в контексте развития достоевсковедения // Вестник Удмуртского университета. Сер.: История и филология. Том 29. № 2. С. 227–233.

Марков А. В. 2019б. Советская живопись большого стиля в неофициальной русской поэзии // Вестник РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. № 4. С. 123–137.

Марков А. В. 2020. Проблема не-лирического и не-эпического дневника: к границам жанра // Вестник Удмуртского университета. Сер.: История и филология. Том 30. № 2. С. 289–295.

Марков А. В. 2021. Кривулин и Дашевский в споре о новом Энее Бродского // Новое литературное обозрение. № 3. С. 301–308.

Марков А. В. 2022. Об одном прототексте К. Вагинова в цикле «галерея» В. Кривулина // Слово. Текст. Контекст. № 3 (11). С. 84–94.

Пронин М. В. 2023. О некоторых особенностях поэтического языка Леонида Аронзона и Виктора Кривулина // Вестник РГГУ. Сер.: Литературоведение. Языкознание. Культурология. № 3 (2). С. 189–196.

Спиваковский П. Е. 2021. Образы пост-смерти в поэзии Иосифа Бродского и Ольги Седаковой // Вестник РГГУ. Сер.: Литературоведение. Языкознание. Культурология. № 7. С. 141–165.

Тынянов Ю. Н. 1977. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука. 578 с.

Хайрулин Т. П. 2018. Категория «спиритуальности» в критических статьях В. Кривулина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. Том 15. № 1. С. 147–155.

Хайрулин Т. П. 2020. «Нагрянула зима истории...»: концепция времени в стихотворениях В. Кривулина // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Литературоведение, журналистика. Том 25. № 1. С. 58–67.