Автор и повествователь в текстах фанфикшн-сообщества (на материале фанфиков по литературной классике)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2024. Том 10. № 1 (37)

Название: 
Автор и повествователь в текстах фанфикшн-сообщества (на материале фанфиков по литературной классике)


Для цитирования: Петров В. В. 2024. Автор и повествователь в текстах фанфикшн-сооб­щества (на материале фанфиков по литературной классике) // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. Том 10. № 1 (37). С. 100–115. https://doi.org/10.21684/2411-197X-2024-10-1-100-115

Об авторе:

Петров Владимир Владимирович, аспирант кафедры русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет; petrov.v.1337@gmail.com; ORCID: 0000-0003-3330-3713

Аннотация:

В последнее десятилетие объектом русскоязычных исследований фанфикшн, или fan studies, всё чаще становится непосредственно текст фанфика с его структурными, стилевыми и художественными особенностями. Фигура автора в фанатском сообществе всегда была одной из важнейших точек fan studies; однако на современном этапе исследований социологический аспект авторства изучен гораздо лучше, чем литературоведческий. Действующий в фанфикшн-сообществе особый режим коммуникации усложняет традиционную модель отношений автора и читателя, трансформируя формы взаимодействия фикрайтера и фикридера, что создает определенный пробел в академическом описании форм авторства в фанфикшн.
Для поддержания диалога «автор — читатель — первоисточник» фикрайтер вводит специфическую фигуру нарратора. Описав нарратора в фанфиках по мотивам русской классической литературы, сопоставив результаты с метатекстовой информацией (авторская атрибуция фанфика, предисловия и посвящения, комментарии автора и читателей) и дополнив наблюдения результатами глубокого интервью, мы приходим к выводу, что нарратор имеет ряд обязательных и не­обязательных особенностей, которые позволяют ему выступать внутритекстовым посредником в диалоге автора и читателя.
Такой нарратор может быть помещен внутрь фикционального мира в качестве персонажа и одновременно транслировать точку зрения внетекстового автора. При этом данная фигура значительно отличается от традиционного представления о «герое-резонере». Анализ повествовательной структуры показывает, что нарратор в фанфике — это художественная проекция автора фанфика, посредством которой фикрайтер обретает «голос»; часто ни читатели, ни сам автор не могут провести границу между биографическим и художественным автором. Нарратор «создает» историю и синхронно комментирует собственное произведение, управляет героями. Это согласуется с авторской интенцией в фанфике: посредством творческой интерпретации автор «изнутри» и «извне» текста инициирует диалог читателей с классическим текстом-первоисточником.

Список литературы:

Бахтин М. М. 1975. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит. 504 с.

Булдакова Ю. В. 2016. Формы авторского присутствия в тексте фан-фикшн (интернет-публикация романа Э. Юдковского «Гарри Поттер и методы рационального мышления») // Вестник ТГГПУ. № 2 (44). С. 211–215.

Дядюшка Не-Ау. 2021. Ну, и кто из нас..? // Книга Фанфиков. https://ficbook.net/readfic/
10661273 (дата обращения: 17.01.2024).

Евгения Гринева. 2022а. Безбожие. A // Книга Фанфиков. https://ficbook.net/readfic/
12766757 (дата обращения: 17.01.2024).

Евгения Гринева. 2022б. Средь сотни лиц. B // Книга Фанфиков. https://ficbook.net/readfic/12896187 (дата обращения: 17.01.2024).

Женетт Ж. 1998. Фигуры: в 2 томах. Том 2. М.: Изд-во им. Сабашниковых. 472 с.

Жолтый цикорий. 2022. Один год из жизни школы номер два // Книга Фанфиков. https://ficbook.net/readfic/12405555/31984590 (дата обращения: 17.01.2024).

Зенкин С. Н. 2018. Теория литературы. Проблемы и результаты. М.: НЛО. 214 с.

Злобный кусок стекольной литературы. 2022. Гуманитарная группа, Чацкий её помилуй // Книга Фанфиков. https://ficbook.net/readfic/12756092 (дата обращения: 17.01.2024).

Иллюзия искусства. 2023. Beauté et champagne // Книга Фанфиков. https://ficbook.net/readfic/13041069 (дата обращения: 17.01.2024).

Кавелти Дж. Г. 1996. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. № 22. С. 33–64.

Калкаева А. Е. 2021. Репрезентация образа василиска в фанфиках и ориджиналах русско­язычного интернета // Вестник культурологии. № 4 (99). С. 216 –237. https://doi.org/10.31249/hoc/2021.04.12

Компаньон А. 2001. Демон теории / пер. с франц. С. Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых. 336 с.

Кургузова Н. В., Федорчук М. А. 2020. «Я — типичный фикрайтер»: фанфикшн как форма игровой деятельности современных школьников // Славянская традиционная культура и современный мир. № 1. С. 236–243. https://doi.org/10.24411/9999-054A-2020-10019

Лосось-экзистенциалист. 2022. Чай с пирогами // Книга Фанфиков. https://ficbook.net/readfic/12876847 (дата обращения: 17.01.2024).

Лотман Ю. М. 1992. Семиотика культуры и понятие текста // Избранные статьи в трех томах. Том 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра. 479 с.

Молчаливая сатания. 2023. Вредные рассуждения // Книга Фанфиков. https://ficbook.net/readfic/13018553 (дата обращения: 17.01.2024).

Пейгина Л. В. 2018. Воздушные замки, построенные в граните: соединение исследовательской и художественной стратегий в практиках фандомного творчества // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. № 32. С. 236–246. https://doi.org/10.17223/22220836/32/23

Призрак Салли. 2022. Персонажи литературы×читательница // Книга Фанфиков. https://ficbook.net/readfic/12743315 (дата обращения: 17.01.2024).

Самутина Н. В. 2013. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта // Социологическое обозрение. Том 12. № 3. С. 137–194. https://sociologica.hse.ru/data/2013/12/22/1338705310/SocOboz_12_3_07_Samutina.pdf

Самутина Н. В. 2020. Ускользающие читатели: трансформации популярной культуры на русском языке как вызов исследователям литературных практик // Russian Literature. Том 118. C. 1–24. https://doi.org/10.1016/j.ruslit.2020.11.001

Тамарченко Н. Д. 2008. Автор // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко]. М.: Изд-во Кулагиной: Intrada. С. 11–14.

Тимошенко Е. К. 2018. Рецепция романов Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере: опыт российского прочтения: дис. ... канд. филол. наук. М. 307 с.

Федорчук М. А. 2017. Специфика текстопорождения в фанфикшн (на материале русско­язычных фандомов): дис. ... канд. филол. наук. Орёл. 252 с.

Шмид В. 2003. Нарратология. М.: Языки славянской культуры. 312 с.

Эко У. 2018. Superman для масс. Риторика и идеология народного романа. М.: Слово/Slovo. 248 с.

Aline 996. 2014. Волдеморт меняет профессию // Книга Фанфиков (копия с Internet Archive).
http://web.archive.org/web/20211122145756/https://ficbook.net/readfic/2419562/6560039
#part_content (дата обращения: 17.01.2024).

Aunt-Yuuki. 2013. Достоевский // Книга Фанфиков. https://ficbook.net/readfic/635891 (дата обращения: 17.01.2024).

Bal M. 2017. Narratology. Introduction to the Theory of Narrative. Fourth Edition. Toronto; Buffalo; London: University of Toronto Press. 205 рp.

Blues sad cat. 2022. После тьмы приходит свет..или Разумихин // Книга Фанфиков. https://ficbook.net/readfic/11958019 (дата обращения: 17.01.2024).

Bronwen T. 2011. What is fanfiction and why are people saying such nice things about it?? // Storyworlds: A Journal of Narrative Studies. Vol. 3. Рp. 1–24.

_Da___sha_. 2022. После бала // Книга Фанфиков. https://ficbook.net/readfic/12336217/
31717870 (дата обращения: 17.01.2024).

FelineLun. 2021. Слово к рассказанной сказке // Книга Фанфиков. https://ficbook.net/readfic/11205753 (дата обращения: 17.01.2024).

Jenkins H. 1992. Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture. New York; London: Routledge. 343 рр.

Nastyajd, WToTo_Ha_TaTaPcKoM. 2021. Крыша едет не спеша // Книга Фанфиков. https://ficbook.net/readfic/11429560 (дата обращения: 17.01.2024).

Rainy Corner, Безобразный бог. 2019. Хроника «10а» // Книга Фанфиков. https://ficbook.net/readfic/8587969 (дата обращения: 17.01.2024).

Stasi M. 2006. The toy soldiers from Leeds: the slash palimpsest // Fan Fiction and Fan Communities in the Age of the Internet / K. Hellekson, K. Busse (eds.). Jefferson: McFarland. Pp. 115–133.