Выпуск:
2023. Том 9. № 4 (36)Об авторах:
Мавлютова Гульнара Шакировна, кандидат исторических наук, научный сотрудник, Тюменский научный центр СО РАН, Тюмень, Россия gmavlyutova@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-4459-7104Аннотация:
В статье на примере юга Тюменской области показано изменение исламского ландшафта с начала ХХ в. по 2020 г. Под исламским ландшафтом в работе понимается совокупность культовых объектов, связанных с коллективными исламскими ритуалами. Для демонстрации описываемых изменений составлены три карты, отражающие разницу количества действующих мечетей, их территориального распределения и социально-демографического состава участников молитвенных собраний. Первая карта показывает характеристики исламского ландшафта на начало ХХ в., вторая — на конец 1980-х гг., третья — на 2020 г. Для получения данных использовались архивные материалы, полевые исследования авторов, а также справочная литература, касающаяся предмета нашего анализа. Установлено, что с начала ХХ в. по 2020 г. исламский ландшафт юга Тюменской области претерпел существенные перемены. Менялось количество действующих культовых сооружений, их распределение на территории региона, а также, собственно, и население, совершавшее обряды в мечетях. Являясь частью посткоммунистического пространства, исламский ландшафт юга Тюменской области продемонстрировал как изменения, случившиеся под влиянием факторов, значимых для большинства посткоммунистических стран, так и специфические изменения, связанные с особенностями экономического развития и географического положения региона. Репрессии в отношении религиозных специалистов, закрытие культовых объектов, исключение религии из общественной жизни повлияли на оскудение исламского ландшафта в советский период, а демократизация общественно-государственных отношений в 1990-е гг. привела к увеличению многообразия культовых сооружений. В то же время то, где именно появлялись мечети, определялось, главным образом, историческим расположением татарских деревень, а также мест переселения населения из Казахстана. Рост этнического многообразия городских молитвенных собраний юга Тюменской области, ускорившийся в период демократизации общественно-государственных отношений, начался несколько раньше — в период нефтегазового освоения региона.Ключевые слова:
Список литературы:
Алакшин А. Э. 2003. Протестантские общины в культурном ландшафте Петербурга XVIII века // Вестник Челябинского государственного университета. № 2. С. 146–148.
Бакиева Г. Т. 2020. Сибирские татары города Тобольска (историко-этнографические очерки). Тобольск: ООО «Полиграфист». 208 с.
Бобров И. В., Черепанов М. С. 2018. Исламский ландшафт городского округа Тюмень: места, численность и социально-демографический состав молитвенных собраний // Вестник археологии, антропологии и этнографии. № 4. С. 193–203. https://doi.org/10.20874/2071-0437-2018-43-4-193-203
Бобров И. В., Черепанов М. С. 2019. Исламский ландшафт Тюменской области: места, численность и социально-демографический состав городских молитвенных // Исламоведение. № 4. С. 46–58. https://doi.org/10.21779/2077-8155-2019-10-4-46-58
Гарифуллин И. Б, Ярков А. П. 2004. Ислам в истории и культуре Тюменского края (в документах и материалах). Тюмень: ИПЦ «Экспресс». 173 с.
Главацкая Е. М., Бахарев Д. С., Бобицкий А. В. 2019. Этнорелигиозные меньшинства Екатеринбурга в конце XIX века // Вестник Пермского университета. № 2. С. 33–43. https://doi.org/10.17072/2219-3111-2019-2-33-43 [In Russian]
Государственный архив в г. Тобольске. Ф.И-2. Оп. 1. Д. 167.
Дашковский П. К., Шершнева Е. А. 2014. Основные направления конфессиональной политики Российской империи в отношении мусульманских народов Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX в. // Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Т. 1: Поздняя древность — начало XX в. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. С. 94–109.
Зияев Х. 1968. Узбеки в Сибири (ХVII–ХIХ вв.). Ташкент: Издательство «ФАН» Узбекской ССР. 77 с.
Инглхарт Р. 2022. Неожиданный упадок религиозности в развитых странах. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. 238 с.
Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях // Информационный портал Министерства Юстиции Российской Федерации. http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 17.05.2023).
Кабдулвахитов К. 2005. По следам Тюменских шейхов. Историческое расследование. Тюмень: Печатник. 240 с.
Кабдулвахитов К. 2006. Сто мечетей Тюменской области. Сборник мусульманских храмов юга региона, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов Тюменской области. Тюмень: Печатник. 72 с.
Кабдулвахитов К. 2011. Мечети и мусульманские организации Тюменской области. Информационный справочник. Тюмень: Печатник. 120 с.
Капустина Е. Л. 2014. Выходцы из Дагестана в Западной Сибири: к вопросу о формировании транслокальных сообществ // Этнокультурные ландшафты на постсоветском пространстве: проблемы и особенности формирования дагестанского компонента (к 90-летию ИИАЭ ДНЦ РАН). Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН. С. 96–114.
Корнилов Г. Е., Прищепа А. И. 2022. Азербайджанцы в Западной Сибири // Северный регион: наука, образование, культура. № 4. С. 48–54. https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-4-48-54
Лавренова О. А. 2021. «Святые острова» в культурном ландшафте России // География искусства: пространство, подчинённое стилю. Москва: Институт кино и телевидения С. 35–49.
Лидов А.М. (ред.). 2009. Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. Москва: Индрик. 372 с.
Мавлютова Г. Ш. 2021. Исламские культовые сооружения в Тобольской губернии в конце XVIII — начале XX века // Вестник археологии, антропологии и этнографии. № 4. С. 201–211. https://doi.org/10.20874/2071-0437-2021-55-4-17
Мавлютова Г. Ш. 2022. Возведение мусульманских культовых сооружений в Тобольской губернии в конце XVIII — начале XX века // Вестник археологии, антропологии и этнографии. № 4. С. 189–199. https://doi.org/10.20874/2071-0437-2022-59-4-16
Манькова, И. Л. Нечаева М. Ю. 2020. Концепт «религиозный ландшафт» — «двуликий Янус» в современных исторических исследованиях // Уральский исторический вестник. № 2 (67). С. 89–98.
Островская Е. А., Алексеева Е. В. 2018. Структурированное наблюдение как метод изучения религиозного ландшафта // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 2. С. 71–115.
Ружинская И. Н. 2018. Единоверие в религиозном ландшафте европейского севера России // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. № 2. С. 54–62. https://doi.org/10.15393/uchz.art.2018.88
Селезнёв А.Г., Селезнёва И.А. 2004. Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма. Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН. 72 с.
Селезнёв А. Г., Селезнёва И. А. 2017. Ислам в Сибири: тенденции современных этноконфессиональных процессов // Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Т. 3: Конец XX — начало XXI в. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. С. 43–60.
Социально-политическая ситуация на юге Тюменской области в 2016 г. Приложение № 3. Восприятие населением текущего состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в Тюменской области в 2016 г. 2016. Москва, Тюмень: Фонд содействия изучению общественного мнения «ВЦИОМ». 22 с.
Список населенных мест Тобольской губернии за 1903 год. 1904. Тобольск: Губернская типография. 341 с.
Список населенных мест Тобольской губернии за 1909 год. 1912. Тобольск: Губернская типография. 634 с.
Старостин А. Н. 2019. Формирование мусульманских общин в горнозаводских поселениях Урала и Сибири в конце XIX — начале XX в. // Известия Уральского государственного горного университета. №2. С. 173–180.
Тройницкий П. А. (ред.). 1905. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. LXXVIII. Тобольская губерния. С-П. 247 с.
Черепанов М. С., Кабдулвахитов К. Б. 2021. Мусульманские объединения и культовые объекты в Тюменской области. Иллюстрированный справочник. Тюмень: АНО ИИЦ «Красное знамя». 164 с.
Ярков А. П., Гарифуллин, И. Б. 2004. Бухарцы в Западной Сибири // Литературно-философский журнал «Топос». URL: https://topos.ru/article/2394 (дата обращения: 07.06.2023).
Ярков А. П., Гарифуллин И. Б. 2015. Ислам на краю света. История ислама в Западной Сибири: в 3 т. Т. 3: Трансформация уммы в ХIХ–ХХI вв. Тюмень: ТюмГУ. 444 с.
Agafoshin M. M., Gorokhov S. A. 2020. Impact of external migration on changes in the Swedish religious landscape // Baltic Region. Vol. 12. No. 2. Pp. 84–99.
Havlíček T., Klingorová K. 2017. City With or Without God? Features of Post-Secularism in Religious Landscape of Post-Communist Prague // Social & Cultural Geography. Vol. 19. No. 6. Pp. 789–811. https://doi.org/10.1080/14649365.2017.1312696
Sidorov D. 2015. Changing Russian Orthodox Landscapes in Post-Soviet Moscow // The changing world religion map: Sacred places, identities, practices and politics / S. D. Brunn (ed.). New York: Springer. Pp. 2453–2472. https://doi.org/10.1007/978-94-017-9376-6_129
Zelinsky W. 2001. The Uniqueness of the American Religious Landscape // Geographical Review. Vol. 91. No. 3. Pp. 565–585. https://doi.org/10.2307/3594741