Выпуск:
2023. Том 9. № 4 (36)Об авторе:
Маркасова Елена Валерьевна, доктор филологических наук, доцент, Пекинский университет, Пекин, КНР markasovaelena@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-9231-1476Аннотация:
В статье описывается один из типов наполнения конструкции «Я + адъективный предикат» в русском языке. Оценочная составляющая в адъективном предикате отражает нестабильность самоидентификации («Я» для себя) и самопрезентации («Я» для других). Состав прилагательных в этой конструкции является важным источником информации об исторических изменениях в восприятии «Я». На примере пары «Я хороший» — «Я плохой» рассматривается возможность снятия ограничения на негативную характеристику собственного «Я». Оба адъектива могут функционировать как обозначение положительной или отрицательной оценки своего «Я», причем эта оценка может быть использована в манипулятивных целях. На основе корпусных данных выявлена цикличность наполнения фрейма автохарактеристики оценочными прилагательными. Динамика каждого варианта наполнения фрейма представляет собой сложную кривую. Статья на основе доклада, представленного на VII Международном научном симпозиуме «Русская грамматика: константы, контексты, перспективы» (10–14 октября, 2023 г., Тюмень, Россия).Ключевые слова:
Список литературы:
Азаров, Ю. 2002. Подозреваемый. М.: Вагриус. 480 с.
Апресян Ю. Д. 1992. Коннотации как часть прагматики слова (лексикографический аспект) // Русский язык. Проблема грамматической семантики и оценочные факторы в языке. М.: Наука. С. 45–64.
Бавильский Д., Манцов И. 2011. Инте-инте-интерес, выходи на букву «с» // Частный корреспондент.
Виноградов В. В. 1999. История слов. М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 1142 с.
Вольф Е. М. 1985. Функциональная семантика оценки. М.: Наука. 280 с.
Вольф Е. М. 1986. Оценочное значение и соотношение признаков «хорошо/плохо» // Вопросы языкознания. № 5. С. 98–106.
Герштейн Э. 1998. Мемуары. СПб.: Инапресс. 537 с.
Гранин Д. А. 1954. Искатели // Звезда. № 8. С. 7–119.
Грачёв Р. 2013. Молодость // Письмо заложнику / Р. Грачёв. СПб.: Издательство журнала «Звезда». С. 152–158.
Ерофеев В. 1995. Из записных книжек // Оставьте мою душу в покое (почти всё) / В. Ерофеев. М.: Х.Г.С. С. 282–402.
Золян С. Т. 2023. Местоимение «я»: механизм само- и ино-описания // Труды ИРЯ им. В. В. Виноградова. № 2. С. 26–39.
Иванова Н. Л. 2004. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Психологический журнал. Т. 25. № 1. С. 52–60.
Клейн А. 2002. Борис Гребенщиков: Рамакришна — один, а нас — миллионы!.. // Пятое измерение. № 0.
Кон И. С. 1984. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат. 335 с.
Лю Г., Маркасова Е. В. 2021. Я есть я (идентичность и коммуникация) // Коммуникативные исследования. Т. 8. № 4. С. 701–716.
Маркасова Е. В. 2023. «Я несчастный, но живой»: адъективный предикат при местоимении «Я» // Вестник Томского государственного университета. Филология. № 82. С. 103–117.
Митрополит Вениамин (Федченков). 1994. На рубеже двух эпох: воспоминания. М.: Отчий дом. 446 с.
Национальный корпус русского языка (НКРЯ). 2003–2023. URL: https://ruscorpora.ru
Никулин Ю. В. 1979. Почти серьезно… М.: Молодая гвардия. 575 с.
Норман Б. Ю. 2017. Прагматический потенциал русской лексики и грамматики. Екатеринбург — Москва: Кабинетный ученый. 464 С.
Осеева В. А. 1967. Динка. М.: Детская литература. 592 с.
Осипов А. И. 2004. Антирелигиозная религия: размышления богослова // Фома. № 2.
Павленко В. Н., Корж Н. Н. 1998. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. Т. 19. № 1. С. 75–89.
Падучева Е. В. 1985. Высказывание и его соотнесенность с действительностью: Референциальные аспекты семантики местоимений. М.: Наука. 272 с.
Падучева Е. В., Зализняк Анна А. 1982. Семантические явления в высказываниях от 1-го лица // Finitis duodecim lustris: Сб. статей к 60-летию профессора Ю. М. Лотмана. Таллин: Ээсти раамат. C. 142–148.
Парфит Д. 2019. Тождество личности / перевод с англ. Р. Л. Кочнева // Омский научный вестник. ОИС. № 2. С. 95–104.
Ратмайр Р. 2003. Прагматика извинения: сравнительное исследование на материале русского языка и русской культуры. М.: Языки славянской культуры.
Рогачков Д. 1997. История одного кризиса // «Знание — сила». № 8.
Розов В. 2000. Удивление перед жизнью. М.: Вагриус. 492 с.
Рубанов А. 2005. Сажайте, и вырастет! М.: ТРИЭРС. 422 с.
Рябцева С. Л. 1989. Дети восьмидесятых: дневник учителя. М.: Педагогика. 240 с.
Савина Е. А., Колакоглоу К. 2004. Проективный сказочный тест и его возможности в исследовании личности ребенка // Вопросы психологии. № 6. С. 34–43.
Сальников А. Б. 2018. Петровы в гриппе и вокруг него. М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной. 416 с.
Симонов К. М. 1988. Глазами человека моего поколения. М.: Издательство Агентства печати «Новости». 480 с.
Успенский В. А. 2007. Апология математики, или О математике как части духовной культуры // Новый мир. № 12.
Хёсле В. 1994. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. № 10. С. 112–123.
Шамсутдинова Р. Р. 2022. Субстантивация местоимений: отражение меняющихся ценностных установок в современной речи // Общая и русская лингвоаксиология: Коллективная монография / М. С. Милованова (отв. ред.). М., Ярославль: Издательство «Канцлер». С. 195–205.
Шолохов М. А. 1940. Тихий Дон. Книга IV // Роман-газета. № 4.
Щербакова Г. Н. 1999. Косточка авокадо. Курган: Зауралье. 512 с.
Olson E. T. 2019. Personal Identity // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / Ed. N. Zalta. URL: https://plato.stanford.edu/archives/fall2019/entries/identity-personal (дата обращения: 09.07.2020)
Shoemaker S. 1963. Self-Knowledge and Self-Identity. Ithaca. Cornell University Press. 276 p.