Выпуск:
2023. Том 9. № 3 (35)Об авторе:
Моисеенко Арсений Дмитриевич, аспирант, факультет истории, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия, amoiseenko@eu.spb.ruАннотация:
Перестройка стала временем расширения тематического спектра общественных дискуссий. Помимо рассуждений о трудностях повседневной реальности актуализировались подходы к деконструкции советской бюрократической и идеологической систем. В рамках статьи на примере художественного фильма «ЧП районного масштаба» анализируется перестроечная критика бюрократии, а также контексты запретов кинофильма, его продвижения и обсуждения в публичном пространстве. Основной мотив дискуссий о картине был сопряжен с влиянием идеологического дискурса эпохи (в виде дихотомии «сторонников» и «противников» обновления системы) на положение кинокритики. Такая особенность формирования идей создавала два прямо противоположных взгляда как на художественные и стилистические особенности картины, так и на «сенсационные» эпизоды произведения. Кроме того, положение фильма, при котором лента запрещалась в отдельных городах или даже целых регионах, влияло на формирование перестроечных правил комментирования художественных текстов.Ключевые слова:
Список литературы:
Атнашев Т. 2018. Переключая режимы публичности: как Нина Андреева содействовала превращению гласности в свободу слова // Новое литературное обозрение. № 3 (151). С. 204–222.
Аргус М. 1987. Какого масштаба ЧП? Из театрального дневника // Московский комсомолец. № 89. С. 3.
Валагин А. 1989. Прекрасен наш Союз? Заметки о фильме «ЧП районного масштаба» // Советский экран. № 12. С. 11.
Весьма спорный ракурс (круглый стол). 1985 // Московский комсомолец. № 26. С. 2.
Вислов С. 1990. Одиссея капитана Табакова, или Театр-студия в контексте меняющегося времени // Театр. № 7. С. 59–70.
Гляйсснер Ф. 2014. «Будто голая я, а не героиня вашего фильма»: скандалы «порноноваторства» времен перестройки // Новое литературное обозрение. № 5 (128). С. 80–107.
Гуревич М. 1989. Страсти по секретарю райкома // Советский экран. № 10. С. 5.
Евтушенко Е. 1989. Фильм — катастрофа? // Московские новости. № 13. С. 11.
Егоров А. 1990. Параллельный монтаж // Искусство кино. № 2. С. 52–59.
Как быть с Шумилиным? Диалог о ЧП и его масштабе. 1986 // Московский комсомолец. № 217. С. 4.
Кому дописывать повесть? 1986 // Юность. № 1. С. 95–96.
Мурзина М. 1989. ЧП для зрителя // Известия. № 64. С. 6.
От отдела искусств «ЛГ». 1989 // Литературная газета. № 34. С. 8.
Павлов Ю. 1989. Не могу поступаться принципами // Советский экран. № 12. С. 2.
Поляков Ю. 2020. Как я был колебателем основ // ЧП районного масштаба. М.: АСТ.
Российский государственный архив фонодокументов. Ф. 176. Оп. 10. Д. 13. Тр. 1.
Ртищева Н. 1989. Умрем без секса! // Литературная газета. № 33. С. 8.
Симанович Г. 1989. Какого масштаба ЧП? // Советская культура. № 27. С. 4.
Танис К. А. 2019. Кино и зритель в эпоху перестройки: изменение горизонта зрительских ожиданий в 1980–1990-е гг. // Вестник Пермского университета. № 3 (46). С. 26–33.
Тарасенкова А. 1989. ЧП не районного масштаба // Литературная газета. № 34. С. 8.
Туганов М. 1989. Уже не ЧП? // Литературная газета. № 34. С. 8.
Уходящая натура. Разбор читательской почты В. Матизеном и Ю. Поляковым. 1990 // Литературная газета. № 12. С. 8.
Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. Р-257. Оп. 37. Д. 464.
Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. Р-257. Оп. 37. Д. 484.
Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. Р-257. Оп. 37. Д. 485.
Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. Р-257. Оп. 35. Д. 416.
ЧП Всесоюзного масштаба. 1989 // Советский экран. № 8. С. 18–19.
Щербакова С. 1989. Такой же как мы // Литературная газета. № 52. С. 8.
Юрчак А. 2014. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: Новое литературное обозрение. 664 с.
Graham W. A. 2020. Aesthetics, Innovation, and the Politics of Film-Production at Lenfil’m, 1961–1991: PhD diss. London. 436 pp.
Horton A., Brashinsky M. 1992. The Zero Hour: Glasnost and Soviet Cinema in Transition. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. 287 pp.
Isakava V. 2012. Cinema of Crisis: Russian Chernukha, Its Cultural Context and Cross-Cultural Connections: PhD diss. Edmonton. 333 pp.
Lawton A. 2002. Before the Fall: Soviet Cinema in the Gorbachev Years. Philadelphia: Xlibris Corp. 424 pp.