Casus Гоготишвили: критические замечания к концепции предикативного символизма

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2023. Том 9. № 3 (35)

Название: 
Casus Гоготишвили: критические замечания к концепции предикативного символизма


Для цитирования: Каяниди Л. Г. 2023. Casus Гоготишвили: критические замечания к концепции предикативного символизма // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. Том 9. № 3 (35). С. 25–39. https://doi.org/10.21684/2411-197X-2023-9-3-25-39

Об авторе:

Каяниди Леонид Геннадьевич, кандидат филологических наук, доцент, кафедра литературы и журналистики, Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия, leonideas@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-4937-1908

Аннотация:

Лингвофилософские концепции Л. А. Гоготишвили в последние годы стали предметом пристального научного интереса. Им посвящены исследования С. В. Федотовой, А. А. Гравина, Е. К. Созиной. Эти концепции получают панегирические оценки, в то время как они имеют, на наш взгляд, ряд очевидных смысловых и исторических нестыковок. Материалом нашего исследования стали две статьи Гоготишвили, посвященные непосредственно творчеству Вячеслава Иванова («Между именем и предикатом (символизм Вяч. Иванова на фоне имяславия)» и «Антиномический принцип в поэзии Вяч. Иванова»). Для критического осмысления концепции Гоготишвили мы использовали диалектико-феноменологический, герменевтический и сравнительно-исторический методы. Мы критически рассматриваем противопоставление символизма Иванова и имяславия, которое Гоготишвили обосновывает на одном-единственном упоминании имяславия в творчестве Иванова, и показываем, что Иванов не интересовался специально лингвофилософской проблематикой. Затем мы исследуем проблему существования трансцендентного референта символа у Иванова. Оно отрицается Гоготишвили. Однако анализ мистико-эстетической теории Иванова показывает, что поэт понимал символический референт как объективную сущность, непосредственно являющуюся в символе-имени. Ивановский символ нельзя понимать как безобъектный предикат, отрешенный от трансцендентной сущности смысл. Символ Иванова онтологичен и максимально близок к символу-лику Флоренского. Гоготишвили утверждает, что референтом символа у Иванова выступает трансцендентно-имманентное «состояние сознания». Мы показываем, что это напрямую противоречит эстетике Иванова, имеющей выраженные платонические черты и родственной учению Плотина об умной красоте.

Список литературы:

Авель, иеромонах. 2016. Имяславие Флоренского: исихазм или символизм? // Вестник РХГА. Т. 16. Вып. 4. С. 160–168.

Барабаш Р. И. 2010. Импульс имяславия в творчестве русских младосимволистов // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. № 2. С. 14–23.

Белый А. 1993. Символизм как миропонимание. М.: Республика. 528 с.

Бирюков Д. С. 2021. Пушкин как имяславец: к вопросу о контексте этой темы у Вячеслава Иванова // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Вып. 1. СПб.: РХГА. С. 146–152.

Бужор Е. С. 2016. Философия символа Вячеслава Иванова и Павла Флоренского // Вестник РУДН. Серия: Философия. № 4. С. 70–77.

Гоготишвили Л. А. 2002. Антиномический принцип в поэзии Вяч. Иванова // Europa Orientalis. XXI (2002): 1. С. 213–249.

Гоготишвили Л. А. 2006. Между именем и предикатом (символизм Вяч. Иванова на фоне имяславия) // Непрямое говорение. М.: Языки славянской культуры. С. 8–68.

Гравин А. А. 2022. Символизм Вячеслава Иванова и Андрея Белого в свете предикативной концепции Людмилы Гоготишвили // Соловьёвские исследования. Вып. 4 (76). С. 133–147.

Иванов В. И. 1974. Собрание сочинений. Т. II. Брюссель: Foyer Oriental Chrétien. 852 с.

Иванов В. И. 1979. Собрание сочинений. Т. III. Брюссель: Foyer Oriental Chrétien. 896 с.

Иванов В. И. 1987. Собрание сочинений. Т. IV. Брюссель: Foyer Oriental Chrétien. 801 с.

Каяниди Л. Г. 2020. Вяч. Иванов и А. К. Толстой: предсимволистский подтекст стихо­творения «Творчество» // Предсимволизм — лики и отражения. М.: ИМЛИ РАН. С. 126–140.

Лосев А. Ф. 1994. Миф — число — сущность. М.: Мысль. 919 c.

Лосев А. Ф. 2000. История античной эстетики. Поздний эллинизм. Харьков: Фолио; М.: АСТ. 960 с.

Обатнин Г. В. 2018. Запись Вяч. Иванова о системе Э. Гуссерля // Вячеслав Иванов: исследования и материалы. Вып. 3. М.: ИМЛИ РАН. С. 431–445.

Сегал Д., Сегал (Рудник) Н. 2008. «Ну, а по существу я ваш неоплатный должник». Фрагменты переписки В. И. Иванова с Е. Д. Шором // Символ. № 53–54. С. 338–403.

Созина Е. К. 2023. Концепция символа Л. А. Гоготишвили и поэзия Вяч. Иванова: толкование и применение // Вестник культурологии. [В печати].

Федотова С. В. 2018. Загадка символизма Вяч. Иванова в интерпретации Л. Гоготишвили // Значение — смысл — символ: теология, философия и эстетика на рубеже веков. М.: РГГУ. С. 27-30.

Федотова С. В. 2019. Лингвофилософские новации русского символизма в интерпретации Л. А. Гоготишвили (Вяч. Иванов и А. Ф. Лосев) // Studia Litterarum. Т. 4. № 2. С. 252–273.

Федотова С. В. 2022a. Русский символизм в новейших лингвофилософских исследованиях // Философия и культура информационного общества: десятая междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ГУАП. С. 320–322.

Федотова С. В. 2022б. Символизм Вячеслава Иванова в контексте полемики Л. Гоготишвили с Ю. Степановым // Europa Orientalis. 41. С. 297–313.

Флоренский П. 2017. История и философия искусства. М.: Академический проект. 623 с.

Terras V. 1982. The aesthetic categories of Ascent and Descent in the poetry of Vyacheslav Ivanov // Russian Poetics: Proceedings of the International Colloquium at UCLA. September, 22–26. 1975. Columbus. Pр. 393–408.