Выпуск:
2023. Том 9. № 3 (35)Об авторе:
Мейстер Герман, студент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград, Россия; студент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; студент, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, german.meyster@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-9214-1879Аннотация:
В настоящей статье выявляются связи между творчеством представителей реалистического искусства США первой половины XX в. — художника кисти Эдварда Хоппера (1882–1967) и художника слова Эрнеста Хемингуэя (1899–1961). Ранее данная проблема рассматривалась обзорно. Вместе с тем Хоппер и Хемингуэй — «ключевые» фигуры эпохи, которая их сформировала: оба художника являлись экспатриантами, впитали опыт «европейских» эстетических тенденций, были свидетелями двух мировых войн, благодаря чему центральными в их творчестве стали понятия философии экзистенциализма. Будучи self-made men, Хоппер и Хемингуэй прошли схожий путь становления, получили признание в 1920-х гг., когда сформировалась их художественная манера, верность которой они сохранили, несмотря на засилье в искусстве различных течений. При всей разнице в «темпераменте» мастеров их произведения многое связывает на уровне формы (обращение к реалистическому методу, влияние импрессионистских и модернистских тенденций, стремление к простоте, внимание к свету и тьме) и содержания (обращение к темам войны, «потерянности», деиндивидуализации личности, одиночества, пустоты). Изобразительная и тематическая близость некоторых работ Хоппера и Хемингуэя настолько высока, что возникает гипотеза о непосредственном взаимовлиянии художников.Ключевые слова:
Список литературы:
Анастасьев Н. 1981. Творчество Эрнеста Хемингуэя: книга для учащихся. М.: Просвещение. 112 с.
Гринцер П. А. 2013. Избранные произведения: в 2 т. Сравнительное литературоведение и санскритская поэтика. М.: РГГУ. Т. 2. 578 c.
Дюришин Д. 1979. Теория сравнительного изучения литературы. М.: Прогресс. 317 с.
Затонский Д. 1988. Художественные ориентиры XX века. М.: Советский писатель. 416 с.
Иезуитов А. Н. (отв. ред.). 1982. Литература и живопись. Ленинград: Наука. 288 с.
Лэнг О. 2020. Одинокий город. Упражнения в искусстве одиночества. М.: Ад Маргинем Пресс: Музей современного искусства «Гараж», 2020. 352 с.
Мартыненко Н. В. 1989. Живопись США XX века: пути развития. Киев: Наукова думка. 204 с.
Матусовская Е. М. 1986. Американская реалистическая живопись: очерки. М.: Искусство. 191 с.
Оттанже Д. 2020. Эдвард Хоппер: мечтатель без иллюзий. М.: Манн, Иванов и Фербер. 126 с.
Панеш У. М., Сиюхов С. Н., Казанова И. И. 2015. Э. Хемингуэй и А. Евтых: типологические связи // Вестник АГУ. Серия 2. № 3. С. 105–111.
Седых Э. В. 2008. К проблеме интермедиальности // Вестник СПбГУ. Серия 9. № 3. С. 210–214.
Толмачёв В. М. 2003. Литература США между двумя мировыми войнами и творчество Э. Хемингуэя // Зарубежная литература ХХ в.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. М. Толмачёва. М.: Изд. центр «Академия». С. 249–290.
Фолкнер У. 1965. Постарайтесь превзойти себя // Вопросы литературы. № 11. С. 179–188.
Хемингуэй Э. 2000. Кредо человека // Иностранная литература. № 2. С. 268–272.
Чертанов М. 2010. Хемингуэй. М.: Молодая гвардия. 529 с.
Шкловский В. 1966. Повести о прозе: размышления и разборы: в 2 т. М.: Художественная литература. Т. 2. 463 с.
Clendenning J. 1962. Hemingway’s gods, dead and alive // Texas Studies in Literature and Language. Vol. 3. No. 4. Pp. 489–502.
Fluck W. 2009. The Hopper paradox // Romance with America? Essays on Culture, Literature and American Studies / L. Bieger, J. Voelz (еds.). Heidelberg: Winter. Pp. 319–337.
Goodrich L. 1964. Edward Hopper. NYC: Whitney Museum of American Art. 72 pр.
Hemingway E. 1927. The killers // Scribner’s Magazine. Vol. 81. Iss. 3. Pp. 227–233.
Hemingway E. 1962. The Nobel Prize speech // Mark Twain Journal. Vol. 11. No. 4. P. 14.
Hemingway E. 2011. Letter to Sherwood Anderson, 9 March [1922] // The Letters of Ernest Hemingway: Vol. 1, 1907–1922 / S. Spanier, R. W. Trogdon (еds.). Cambridge: Cambridge University Press. Pp. 330–332.
Hopper E. 1940. Letter to Pène du Bois, Aug. 11, 1940 // Archives of American Art, Smithsonian Institution. https://learninglab.si.edu/resources/view/1084903 (дата обращения: 01.01.2023).
Koob P. N. 2004. States of being Edward Hopper and Symbolist aesthetics // American Art. Vol. 18. No. 3. Рp. 52–77.
Levin G. 1980. Edward Hopper: The Art and the Artist. NYC: W. W. Norton & Co. 299 pр.
Levin G. 1995. Edward Hopper: An Intimate Biography. NYC: Knopf. 678 рp.
Levin G. 2001. The Complete Oil Paintings of Edward Hopper. NYC: Whitney Museum of American Art. 386 pр.
Levin G. 2018. Edward Hopper, landscape, and literature // 立命館言語文化研究 [Ritsumeikan Studies in Language and Culture]. Vol. 29. No. 4. Pp. 127–143.
Mamunes L. 2011. Hemingway // Edward Hopper Encyclopedia. Jefferson, North Carolina, London: McFarland & Company Publishers. P. 55.
Meyers J. 1985. Hemingway: A Biography. NYC: Macmillan. 644 pр.
Nemerov A. 2008. Ground Swell: Edward Hopper in 1939 // American Art. Vol. 22. No. 3. Рp. 50–71. https://doi.org/10.1086/595807
Renner R. G. 1990. Edward Hopper: Transformation of the Real. Köln: Benedikt Taschen. 96 pр.
Schmied W. 1999. Edward Hopper: Portraits of America. Munich; London; NYC: Prestel. 128 рp.
Schroter J. 2011. Discourses and models of intermediary // Comparative Literature and Culture. Vol. 13 (3). http://docs.lib.purdue.edu/clcweb/vol13/iss3/3 (дата обращения: 11.07.2023).
Souter G. 2007. Edward Hopper: Light and Dark. NYC: Parkstone Press. 255 pр.
Theisen G. 2006. Staying Up Much Too Late: Edward Hopper’s Nighthawks and the Dark Side of the American Psyche. NYC: Thomas Dunne Book. 256 pр.
Tucan G. 2018. Exploring fragmented worlds: Hemingway and Hopper // Linguaculture. Vol. 9. No. 2. Рp. 65–80.
Ulamoleka A.-C. E. 2014. A Reconsideration of the Interpretation and Analysis Typically Applied to Edward Hopper’s Art During the 1940s. Plymouth University. https://pearl.plymouth.ac.uk/handle/10026.1/3166 (дата обращения: 01.10.2023).
Wagstaff S., Anfam D., O’Doherty B. 2004. Edward Hopper. London: Tate. 256 pр.
Ward J. A. 1985. Anderson and Hemingway // American Silences. The Realism of James Agee, W. Evans, and E. Hopper. Baton Rouge. Pp. 35–77.