Феноменологическая рефлексия заглавия книги стихов Б. Пастернака «Близнец в тучах»

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2023. Том 9. № 2 (34)

Название: 
Феноменологическая рефлексия заглавия книги стихов Б. Пастернака «Близнец в тучах»


Для цитирования: Барыкин А. В. 2023. Феноменологическая рефлексия заглавия книги стихов Б. Пастернака «Близнец в тучах» // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. Том 9. № 2 (34). С. 40–53. https://doi.org/10.21684/2411-197X-2023-9-2-40-53

Об авторе:

Барыкин Алексей Валентинович, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова; barykin.aleksej@list.ru; ORCID: 0000-0002-9799-8748

Аннотация:

Актуальность темы статьи обусловлена феноменологическим толкованием названия первой книги стихов Б. Пастернака «Близнец в тучах». Основное внимание в ней уделено исследованию специфики художественных интенций, определяющих субъектную структуру произведения, образную реализацию творческого конфликта в процессе идентификации лирического субъекта, поиска его самоопределений, установления диалога со своим «двойником». При этом феноменологический анализ осложняется мифопоэтическим, герменевтическим и психоаналитическим подходами к рассмотрению образности. При исследовании поэтических произведений автор статьи выявляет особенности интенциональных переживаний лирического субъекта в рамках синтагмо-парадигматической связи художественного текста, которая преодолевает условную, знаковую определенность и в феноменологической рефлексии моделирует пространство экзистенциально-онтологической реализации лирического героя и авторского самосознания. Кроме того, обращается внимание на языковой строй стихотворных текстов, возможности разнообразных прочтений некоторых метафор, определяющих такой иносказательный код, который восходит к сакральной традиции именования. Для аналитической части статьи были взяты тексты, наиболее показательные в плане концептуальной реализации идейно-значимой специфики книги Б. Пастернака. В них главным образом раскрывается интенциональная специфика возможности разрешения экзистенциального конфликта лирического субъекта в попытке обрести космогоническое единство со своим божественным alter ego. Выводы работы содержат данные по анализу всех произведений книги с учетом актуализации художественных интенций в трех основных аспектах: онтологическом, гносеологическом и метафизическом, раскрывающими полноту экзистенциальных переживаний героя-субъекта.

Список литературы:

Барыкин А. В. 2008. Самоидентификация лирического субъекта в стихотворении Б. Пастернака «Лесное» // От текста к контексту: межвузовский сборник научных работ. Ишим. Вып. 7. С. 99–101.

Барыкин А. В. 2021. Феноменологическая поэтика лирического произведения (методологический аспект) // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. Том 7. № 3 (27). С. 73–86. https://doi.org/10.21684/2411-197X-2021-7-3-73-86

Бахтин М. М. 1997. Риторика в меру своей лживости… // Бахтин М. М. Собрание сочинений. М.: Русские словари. Т. 5. С. 63–70.

Венцлова Т. 1997. О некоторых подтекстах «Пиров» Пастернака // Венцлова Т. Собеседники на пиру: статьи о русской литературе. Baltos Lankos. С. 199–211.

Вроон Р. 1998. Знак Близнецов: Опыт интерпретации первого сборника стихов Б. Пастернака // Пастернаковские чтения. М.: Наследие. Вып. 2. С. 334–354.

Гаспаров М. Л. 1990. «Близнец в тучах» и «Начальная пора» Б. Пастернака: от композиции сборника к композиции цикла // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 47. С. 142–147.

Гаспаров М. Л., Поливанов К. М. 2005. «Близнец в тучах» Бориса Пастернака: опыт комментария. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. 143 с.

Генон Р. 1997. Символы священной науки. М.: Беловодье. 496 с.

Громов М. Н. 1989. К истолкованию апокрифа о сотворении Адама // Труды отдела древне­русской литературы. Л.: Наука. С. 255–261. Т. XLII.

Джексон Г. 1997. Мужчина и мужчина. Психоанализ взаимоотношений М.: ЧеРо. 298 с.

Кэмпбелл Дж. 1997. Тысячеликий герой. М.: РЕФЛ-бук; Киев: АСТ. 378 с.

Липовецкий М. И., Сандомирская И. И. 2006. Как не завершить Бахтина? Переписка из двух электронных углов // Новое литературное обозрение. № 3 (79). С. 86–100.

Лотман Ю. М. 1996. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство — СПб. 848 с.

Мирецкая Е. Б. 1992. Маяковский и Пастернак 1910–20-х гг.: к проблеме соотношения поэтических миров // Быть знаменитым некрасиво… Пастернаковские чтения. Вып. 1.

Пастернак Б. Л. 1989–1992. Собрание сочинений: в 5 тт. М.: Худож. лит.

Пастернак Е. Б., Пастернак Е. В. 2004. Жизнь Бориса Пастернака. СПб.: Изд-во журн. «Звезда». 524 с.

Поливанов К. М. 1996. «Хор» Пастернака: опыт комментария // Литературное обозрение. № 4. С. 50–55.

Тахо-Годи А. А. 1987. Диоскуры // Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 тт. М. Т. 1. С. 383.

Флейшман Л. 1993. Фрагменты «футуристической» биографии Пастернака // Исследования американских ученых. СПб.: Петро-РИФ. С. 544–585.

Fulcanelli. 1964. Le Mystère des Cathédrales. Paris.