Образы кладбища в картине мира православного духовенства и их влияние на народную культуру (на материалах церковной публицистики конца XIX – начала XX века)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2023. Том 9. № 1 (33)

Название: 
Образы кладбища в картине мира православного духовенства и их влияние на народную культуру (на материалах церковной публицистики конца XIX – начала XX века)


Для цитирования: Бушуева А. А. 2023. Образы кладбища в картине мира православного духовенства и их влияние на народную культуру (на материалах церковной публицистики конца XIX – начала XX века) // Вестник Тюменского государственного университет. Гуманитарные исследования. Humanitates. Том 9. № 1 (33). С. 97–113. https://doi.org/10.21684/2411-197X-2023-9-1-97-113

Об авторе:

Бушуева Анна Андреевна,

преподаватель-исследователь, ассистент кафедры «История и документоведение», Курганский государственный университет, Курган, Россия; anna_b2022@mail.ruhttps://orcid.org/0000-0003-1100-8561



Аннотация:

В статье проанализированы представления православного духовенства о кладбище как особом мортальном пространстве, отразившиеся в церковной публицистике Тобольских, Пермских, Рязанских, Вятских, Курских и Омских епархиальных ведомостей. Во-первых, рассмотрено, какие ценностные коннотации соответствовали образам кладбища, какие роли оно играло в системе религиозных символов и аллегорий и в различных эмоциональных сценариях, насколько близким («своим») или далеким («чуждым») казалось представителям духовного сословия. Во-вторых, исследовано, насколько положение кладбищ в этой ценностной системе соответствовало их реальному состоянию на материально-бытовом уровне, а также как оно сочеталось с народной картиной мира: на пути от церковного идеала к обыденной практике священниками как наблюдателями-критиками отмечалась повсеместная неблагоустроенность кладбищ, множественные конфликты между причтом и крестьянами (сектантами, «малороссами»-переселенцами в Сибирь) за фактическую и символическую власть над пространством захоронений. Расхождения между церковным и народным образами кладбища (и шире — отношением к смерти) проиллюстрованы изучением такого аспекта, как специфическая культура могильщиков, физически приближенных к территории мертвых подобно священникам, но во многом мировоззренчески и поведенчески далеких от церковного идеала.

Список литературы:

А. М. 1913. Священник о. Валентин Серебренников // Тобольские епархиальные ведомости. № 17. С. 342.

Акульшина Е. Ю. 2020. Проблема содержания саратовского воскресенского кладбища в последней трети XIX – начале XX в. // Город и городская жизнь в России XVI–XXI веков: материалы всероссийской научной конференции, посвященной 430-летию Саратова (Саратов, 26 сентября 2020 г.) / под ред. М. В. Зайцева. Саратов: Саратовский источник. С. 161–173.

Андрюнина М. А. 2015. Символика пространства в славянской похоронно-поминальной обрядности: этнолингвистический аспект (украинская, белорусская, западнорусская и польская традиции): дис. … кандидата филологических наук. Москва. 355 с.

Антоний, епископ Тобольский и Сибирский. 1901. Воззвание к ревнующим о христианской жизни жителям Тобольской епархии // Тобольские епархиальные ведомости. № 21. Отдел офиц. С. 369–371.

Берегите могилки. 1896 // Пермские епархиальные ведомости. № 12. С. 278-281.

Брянчанинов Игнатий. 1848. Кладбище // Библиотека «Святоотеческое наследие». 20 мая. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ignatiy_br/tom_1/txt_23.html (дата обращения: 22. 10.2022).

Васильева А. В. 2015. Социокультурный облик православного духовенства в Западной Сибири в конце XIX – начале XX вв.: дисс. ... канд. ист. наук. Омск. 261 с.

Верещагин Г. Е. // Елабуга литературная. URL: https://lkelabuga.jimdofree.com/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B8/%D0%B2%... (дата обращения: 22.10.2022).

Верещагин Гр. 1909а. Прикамские юродивые // Вятские епархиальные ведомости. № 11. С. 281–288.

Верещагин Гр. 1909б. Прикамские юродивые // Вятские епархиальные ведомости. № 12. С. 300–307.

Воззвание. 1905 // Рязанские епархиальные ведомости. № 2. С. 60–61.

Вологдин П. А. 1898. К вопросу о благоустройстве кладбищ // Пермские епархиальные ведомости. № 7. С. 127–129.

Вырыпаев Ст. 1903. Из села Исетскаго Ялуторовского уезда // Тобольские епархиальные ведомости. № 3. С. 66–67.

Грозное вразумление. 1892 // Пермские епархиальные ведомости. № 5. С. 180–181.

Д. Н. Р. 1899. О сельских кладбищах // Тобольские епархиальные ведомости. № 17. С. 320–325.

Егоров Алексий, свящ. 1915. Памяти о. С. Веселовского // Тобольские епархиальные ведомости. № 10. С. 127.

Елистратов И., свящ. 1916. Похороны // Тобольские епархиальные ведомости. № 22. С. 387–389.

Епархиальная хроника. Служения Архипастыря. 1914 // Тобольские епархиальные ведомости. № 19. С. 313–320.

Загваздин Е. П. 2017. «Похороните меня в ограде»: отражение экстраординарной погребальной практики в материалах Тобольской духовной консистории // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. Том 3. № 4. С. 150–162. https://doi.org/10.21684/2411-197X-2017-3-4-150-162

Из впечатлений сельского священника. 1911 // Омские епархиальные ведомости. № 14. Отдел неофиц. С. 18–37.

Изгородь для кладбищ // Вятские епархиальные ведомости. 1891. № 12. С. 339–340.

Конюченко А. И. 2006. Тона и полутона православного белого духовенства России (вторая половина XIX – начало XX века). Челябинск: ЦНТИ. 210 с.

Леонтьева Т. Г. 2002. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIX – начале XX вв. М.: Новый хронограф. 272 с.

Лепехин И., свящ. 1893. Некролог // Тобольские епархиальные ведомости. № 9–10. С. 171–174.

М. К., свящ. 1902. Некролог // Тобольские епархиальные ведомости. № 23. С. 445–446.

Меньщиков Павел. 1888. На кладбище // Тобольские епархиальные ведомости. № 9–10. С. 223.

Мерридейл К. 2019. Каменная ночь. Смерть и память в России XX века. АСТ.

Миронова Е. В. 2018. Архангельское кладбище Казани: опыт исторического исследования // Историческая этнология. Т. 3. № 1. С. 137–148.

Не нужно забывать родных могилок // Пермские епархиальные ведомости. 1915. № 13. С. 412–413.

Невский Н., свящ. 1891. Об охранении и украшении кладбищ // Курские епархиальные ведомости. № 2. Отдел неофиц. С. 22–27.

Некролог. 1913 // Тобольские епархиальные ведомости. № 20. С. 410–412.

Протопопов Н., свящ. 1913. Некролог // Тобольские епархиальные ведомости. № 18. С. 367–368.

С. С., свящ. 1910. Слово в пяток 4-й седмицы по Пасхе и в день священного коронования Их Императорских Величеств // Рязанские епархиальные ведомости. № 12. С. 418–424.

С. О., свящ. 1916. Андрей Родионов // Тобольские епархиальные ведомости. № 20. С. 331–332.

Священник Василий Гавриилович Серков // Тобольские епархиальные ведомости. 1903. № 7. С. 179–182.

Седакова О. А. 2004. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М.: «Индрик». 320 с.

Скиталец. 1915. О намогильных крестах-памятниках // Вятские епархиальные ведомости. № 21. Отдел неофиц. С. 711–712.

Служения Архипастыря // Тобольские епархиальные ведомости. 1915. № 14. С. 190–196.

Соболев Георгий, свящ. 1913. Некролог // Тобольские епархиальные ведомости. № 9. С. 179–180.

Успенский Б. А. 2014. Русская духовность и иконопочитание // Факты и знаки: Исследования по семиотике истории / под ред. Ф. Б. Успенского, Б. А. Успенского. М.; СПб: Нестор-История. 1913. Вып. 3. С. 38–71.

Филиппова С. В. 2009. Кладбище как символическое пространство социальной стратификации // Журнал социологии и социальной антропологии. № 4. С. 80–96.

Фот А. Г. 2017. Повседневная жизнь православного приходского духовенства Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX века: дисс. ... канд. ист. наук. Оренбург. 325 с.

Хоротевский П., свящ. 1908. Язычники и Христиане. (Параллель) // Рязанские епархиальные ведомости. № 12. С. 451–454.

Шорец Герасим, свящ. 1915. Сектантство в Тюкалинском уезде, Тобольской губернии // Тобольские епархиальные ведомости. № 44. С. 698–706.