Выпуск:
2023. Том 9. № 1 (33)Об авторе:
Мысовских Лев Олегович, магистр философии, аспирант кафедры русской и зарубежной литературы, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, levmisov@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0003-0731-1998Аннотация:
В статье проводится анализ экзистенциальной амбивалентности художественного сознания юного М. Ю. Лермонтова, показывая, каким образом русский поэт одновременно был и не был Байроном. Основанием этому послужил тот факт, что в ранних произведениях Лермонтова проявлялись как концепт тревоги, описанной в теориях Кьеркегора, которую русский поэт был вынужден преодолеть, так и переходная амбивалентность по отношению к ключевым компонентам психологии и эстетики Байрона. Эта двойственность заставляла Лермонтова открыто принимать Байронических персонажей и сюжетные линии, одушевляющие их. Отмечая общие черты между Лермонтовым и Байроном, автор статьи показывает, как обнаруженная экзистенциальная амбивалентность в итоге придала Лермонтову особую независимость от Байрона. Ибо его двойственное отношение к Байрону отодвинуло Лермонтова от романтизма, который Байрон так ярко представлял, и поместило русского поэта в среду постромантизма. Сравнивая корсаров, созданных Байроном и Лермонтовым, автор статьи заключает, что Лермонтов перенял внешние атрибуты поэмы Байрона в структуре, сюжете, обстановке, поворотах сюжета и мрачной эмоциональности. Но при этом Михаил Юрьевич ослабил динамический потенциал данных атрибутов, поворачивая историю внутрь, замедляя ее темп, уменьшая центрального персонажа и вообще воздерживаясь от эстетического изобилия, психологических усилий и высокой морали, которые придавали «Корсару» Байрона привлекательность. Эти ослабления отражают амбивалентное отношение к Байрону с самого начала писательской деятельности Лермонтова. Автор статьи приходит к выводу, что Лермонтов осознавал несоответствие романтизма духу его времени, в результате чего «небайроническую» поэзию Лермонтова можно рассматривать как яркий пример затруднительного положения художника, испытывающего эстетическое влияние еще авторитетного течения в переходный период, когда художник одновременно благоговеет, сомневается и отходит от выдающейся модели вместе с идеалами эпохи, которые он неумолимо оставляет позади, погружаясь в неизведанную пучину нового культурного направления.Ключевые слова:
Список литературы:
Алексеев Д. А. 2016. Лермонтов. Находки и открытия: в 2 т. М.: Древлехранилище. 506 с.
Байрон Д. 1953. Избранные произведения. М.: Государственное издательство художественной литературы. 503 с.
Виролайнен М. Н., Карпов А. А. (ред.). 2015. Мир Лермонтова: Коллективная монография. СПб.: Скрипториум, 976 с.
Заманская В. В. 2002. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука. 304 с.
Кириллова Н. Б., Улитина Н. М. 2015. Истоки экзистенциализма в творчестве М. Ю. Лермонтова: культурологический аспект // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. № 3 (141). С. 112–124.
Кондратенкова Е. А. 2011. От «Паломничества Чайльд-Гарольда» к «Герою нашего времени» // Известия Смоленского государственного университета. № 4 (16). С. 172–180.
Кьеркегор С. 2014. Болезнь к смерти. М.: Академический проект. 160 с.
Лермонтов М. Ю. 2014а. Собрание сочинений: В 4 тт. СПб.: Издательство Пушкинского Дома. Т. 1. Стихотворения. 776 с.
Лермонтов М. Ю. 2014б. Собрание сочинений: В 4 тт. СПб.: Издательство Пушкинского Дома. Т. 2. Поэмы. 704 с.
Мысовских Л. О. 2022а. Писатель и экзистенциализм: художественная литература как средство выражения экзистенциальных идей // Филология: научные исследования. № 4. С. 29–41. https://doi.org/10.7256/2454-0749.2022.4.37743
Мысовских Л. О. 2022б. Становление экзистенциальной парадигмы художественного сознания в ранней лирике М. Ю. Лермонтова // Проблемы филологии глазами молодых исследователей: сборник материалов конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Пермь, 13–14 мая 2022 года. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет. С. 106–110.
Пугачёв О. С. 2014. Нравственные миры М. Ю. Лермонтова. Пенза: РИО ПГСХА. 286 с.
Седина Е. В. 2010. Мифопоэтическая картина мира М. Ю. Лермонтова в контексте русского романтизма // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. № 2 (22). С. 146–151.
Эйхенбаум Б. М. 1924. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки. Л.: Гос. изд-во. 168 с.
Gosetti-Ferencei J. A. 2007. The Ecstatic Quotidian: Phenomenological Sightings in Modern Art and Literature. Penn State Press. 280 pp. https://doi.org/10.1515/9780271034904
Heidegger M. 2001 Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag. 445 s.
Kirillova N., Ulitina N. 2017. Soren Kierkegaard and Mikhail Lermontov as first existentialist philosophers // European Journal of Science and Theology. Vol. 13. No. 1. Pp. 95–100.
Mysovskikh L. O. 2022. Existential type of artistic consciousness: genesis and ways of development in the literature of the XIX century // Litera, no. 4, pp. 83-92. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2022.4.37521