Функции аллюзий в поэтической книге «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» Т. С. Элиота

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2023. Том 9. № 1 (33)

Название: 
Функции аллюзий в поэтической книге «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» Т. С. Элиота


Для цитирования: Маршания К. М. 2023. Функции аллюзий в поэтической книге «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» Т. С. Элиота // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. Том 9. № 1 (33). С. 43-57. https://doi.org/10.21684/2411-197X-2023-9-1-43-57

Об авторе:

Маршания Кристина Михайловна, аспирант кафедры русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет; christy-m@mail.ru; ORCID: 0000-0003-0218-0079

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности литературных аллюзий в стихотворениях поэтической книги «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» Т. С. Элиота. Использование в работе историко-литературного метода исследования и культурологического подхода позволило проанализировать ряд аллюзий в стихотворениях книги и определить специфику их использования автором. Цель исследования — подтвердить гипотезу о том, что в «Популярной науке о кошках» интертекстуальность представлена аллюзивностью нового типа, что является формальным элементом модернисткой эстетики. Интертекстуальность в поэтической книге Т. С. Элиота — это сложная система связей между текстами и явлениями различных культурных и исторических пластов. Аллюзии меняют статус текстов цикла, делают их разнородными и помогают расширить их образную структуру. Характерной чертой модернистской аллюзии Элиота является многослойность (многосоставность), при которой один и тот образ может соотноситься с разными текстами и культурными эпохами. Интертекстуальность «Популярной науки о кошках» является свидетельством того, что эта поэзия предназначалась и для взрослой аудитории, поскольку лишь интеллектуально «подкованный» читатель, знакомый с широким спектром произведений литературы и искусства, различными культурными традициями и историческими эпохами, способен в полной мере понять смысл текстов и замысел поэта.

Список литературы:

Бахтин М. М. 1979. Эстетика словесного творчества. М. 423 с.

Бахтин М. М. 2002. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» // Бахтин М. М. Собрание сочинений. М.: Русские словари; Языки славянской культуры. Т. 6. 454 с.

Ващенко А. В. (сост., автор вступ. слова). 1992. Сказки народов Америки. М.: Дет. лит. 642 с.

Косиков Г. К. (пер., вступ. ст.). 2000. Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс. 536 с.

Кристева Ю. 1995. Бахтин, слово, диалог и роман // Вестник Московского Университета. Серия 9: Филология. № 1. С. 97–124.

Маршания К. М., Ушакова О. М. 2021. Литературная фелинофилия и анималистические ракурсы модерна (Т. Готье, Дж. Джойс, Т. С. Элиот) // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. Том 7. № 1 (25). С. 106–127. https://doi.org/10.21684/2411-197X-2021-7-1-106-127

Милн А. А. 1996. Винни Пух и Философия обыденного языка. Winnie Пух. Дом в медвежьем углу / пер. с англ. Т. Михайловой и В. Руднева; статьи и комментарии В. Руднева. Изд. 2-е, доп., исправл. и перераб. М.: Русское феноменологическое общество. 221 с. (Серия «Пирамида»).

Ушакова О. М. 2005. Т. С. Элиот и европейская культурная традиция = T. S. Eliot and European Cultural Tradition: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 220 с.

Ушакова О. М. 2014. Ф. М. Достоевский и Т. С. Элиот: формы репрезентации и парадоксы интерпретации // Литературоведческий журнал. № 34. С. 35–49.

Фатеева Н. А. 2000. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов. М. 280 с.

Хализев В. Е. 1999. Теория литературы. М.: Высшая школа. 400 с.

Элиот Т. С. 2012. Практическое котоведение / пер. с англ. и комент. С. Г. Дубовицкой. СПб.; М.: Летний сад. 96 с.

Элиот Т. С. 2019. Старый Опоссум: Практическое руководство по котам и кошкам // Бесплодная земля; Полые люди: поэмы, стихотворения, пьесы / пер. с англ. и фр. А. Сергеева. М.: Иностранка, Азбука-Аттикус. С. 360–388. 1120 с.

Bonnet V. 2012. A World of Nonsense // Peake Studies. Vol. 12. No. 4. Pp. 31–39.

Dale R. 2008. Cats in Books: A Celebration of Cat Illustration through the Ages. London: The British Library. 112 pp.

Dick Wittington and His Cat // Storynory. URL: https://www.storynory.com/dick-whittington-cat-london/

Eliot T. S. 2013. The Letters of T. S. Eliot. London: Faber & Faber. Vol. 4: 1928–1929. 826 pp.

Irwin W. 2001. What Is an Allusion?  // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. Summer. Vol. 59. No. 3. Pp. 287–297.

Jaidka M. 1997. T. S. Eliot’s Use of Popular Sources. Lewiston; NY: Edwin Mellen Press. Vol. 27. 172 pp. (Studies in British Literature).

Machacek G. 2007. Allusion // PMLA. March. Vol. 122. No. 2. Pp. 522–536.

Ricks C., McCue J. (ред.). 2015а. The Poems of T. S. Eliot. London: Faber & Faber. Vol. 1. Collected and Uncollected Poems. 1344 pp.

Ricks C., McCue J. (ред.). 2015б. The Poems of T. S. Eliot. London: Faber & Faber. Vol. 2. Practical Cats and Further Verses. 667 pp.