Выпуск:
2023. Том 9. № 1 (33)Об авторах:
Нечаева Полина Олеговна, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, nechaevap.722@mail.ruАннотация:
Статья посвящена изучению вопросов создания корпуса учебников и его применения для решения различных прикладных и исследовательских задач. В ходе исследования был проведен анализ работ зарубежных и отечественных лингвистов в сфере корпусной лингвистики, который позволил выделить характерные структурные и конструктивные особенности педагогических корпусов, и, в частности, корпусов учебников, а также описать различные способы применения корпусов учебников для проведения лингводидактических исследований. Особое внимание уделено проектированию и технологическому процессу создания корпуса учебников. В результате критического анализа рекомендуемых этапов создания корпуса был смоделирован и сконструирован корпус текстов учебников немецкого языка для начальной школы и проведена его апробация в виде сравнительного частотного анализа лексики из учебников. Основными методами, применёнными в ходе исследования, стали моделирование, частотно-ранговый метод и сравнительно-сопоставительный анализ. Данная статья была представлена как доклад на восьмой молодёжной научно-практической конференции «Множественность интерпретаций: анализ данных в социальных и гуманитарных науках» (17 июля 2022 г., Институт социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета).Ключевые слова:
Список литературы:
Артемова Н. А., Гаврилова Т. А. 2021. Немецкий язык. Spektrum. 2 класс. Москва: Просвещение. 112 с.
Захаров В. П., Богданова С. Ю. 2013. Корпусная лингвистика. Санкт-Петербург: СПбГУ. РИО. Филологический факультет. 148 с.
Захарова О. Л. Цойнер К. Р. 2019. Немецкий язык. 2 класс. Вундеркинды Плюс. Москва: Просвещение. Ч. 2. 128 с.
Захарова О. Л., Цойнер К. Р. 2019. Немецкий язык. 2 класс. Вундеркинды Плюс. Москва: Просвещение. Ч. 1. 128 с.
Карамнов А. С. 2013. Модель создания корпуса учебника английского языка // Научный диалог. № 2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-sozdaniya-korpusa-uchebnika- angliyskogo-yazyka (дата обращения: 14.02.2022).
Карамнов А. С. 2014. Квантитативный анализ лексического охвата, плотности и повторяемости в корпусе учебника английского языка // Вестник ЮУрГГПУ, № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvantitativnyy- analiz-leksicheskogo-ohvata-plotnosti-i-povtoryaemosti-v-korpuse-uchebnika- angliyskogo-yazyka (дата обращения: 16.03.2022).
Купрещенко О. Ф., Лапошина А. Н. 2019. Формулировки заданий в учебнике русского языка для начальной школы как отражение методических особенностей пособия: корпусное исследование // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XХ Кирилло-Мефодиевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции (в рамках Международного Кирилло-Мефодиевского фестиваля славянских языков и культур) / гл. ред. М. Н. Русецкая. М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина. С. 366–372. URL: https://www.researchgate.net/publication/341670254_Formuliroki_zadanij_v_ucebnike_russkogo_azyka_dla... (дата обращения: 02.03.2022)
Лапошина А. Н. 2020. Корпус текстов учебников РКИ как инструмент анализа учебных материалов // Русский язык за рубежом. № 6 (283). С. 22–28.
Лебедева М. Ю. 2020. Дано мне тело — что мне делать с ним? Применение корпусных технологий в лингводидактике РКИ // Русский язык за рубежом. № 6 (283). С. 4–13.
Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. 2019. Лексический состав текстов учебников русского языка для младшей школы: корпусное исследование // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: сб. науч. ст. Москва: Издательство РГГУ. С. 1–14.
Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Жильцова Л. Ю. 2020. Лексический состав учебников по русскому языку для носителей и инофонов: сопоставительный корпусный анализ // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: сб. науч. ст. Москва: Издательство РГГУ. С. 1036–1048.
Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность: приказ Министерства Просвещения Российской Федерации № 254: от 20 мая 2020 г.: по состоянию на 16.02.2022. Москва: 2020. 290 с.
Bubenhofer N. 2012. Lehrwerke und Referenzwortschätze. Der Nutzen frequenzbasierter Grundwortschätze // Grundwortschatz Deutsch: lexikografische und fremdsprachendidaktische Perspektiven, Studienreihe der Japanischen Gesellschaft für Germanistik (SrJGG) / Saburo Okamura, L. Willi, J. Scharloth (Hrsg.). Tokyo. С. 13–27.
Meunier F., Gouverneur C. 2009. New types of corpora for new educational challenges: Collecting, annotating and exploiting a corpus of textbook material // Corpora and Language Teaching. Amsterdam. C. 179–201.