ОБРАЗ ДРУГОГО: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ЕВРЕЕВ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГЕРМАНИИ (XIII-XVI ВЕКА)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2022. Том 8. № 4 (32)

Название: 
ОБРАЗ ДРУГОГО: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ЕВРЕЕВ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГЕРМАНИИ (XIII-XVI ВЕКА)


Для цитирования: Байдуж Д. В. Образ Другого: отличительный знак евреев в средневековой Германии (XIII-XVI века) / Д. В. Байдуж, В. О. Медведева // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2022. Том 8. № 4 (32). С. 110-133. DOI: 10.21684/2411-197X-2022-8-4-110-133

Об авторах:

Байдуж Дмитрий Валерьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и мировой политики, Тюменский государственный университет; d.v.bajduzh@utmn.ru

Медведева Виктория Олеговна, аспирант кафедры истории и мировой политики, Тюменский государственный университет; v.o.medvedeva@utmn.ru

Аннотация:

В статье рассматривается функционирование специального отличительного знака евреев и его восприятие христианами в немецком социокультурном пространстве XIII-XVI вв. С начала XII века в Европе разворачивается масштабный процесс переосмысления границ существующих социальных групп и возникновения новых, ярко выраженный посредством различных знаковых практик. Введение эмблем для евреев было прямым его следствием. Рассматривая посредством семиотического анализа визуальные признаки в письменных и изобразительных источниках разных видов как элементы в рамках общей знаковой системы, раскрывается специфика употребления характерных для воображаемой еврейской идентичности эмблематических проявлений. Приводится классификация знаков, раскрываются контексты, в которых используются исследуемые эмблемы, анализируются их формальные и семантические характеристики. Чаще всего рассматриваемые признаки были жёлтого цвета и могли нести негативные коннотации. Появление «еврейских колец» в источниках XV века, репрезентирующих нормативные аспекты быта, завершает длительный процесс семиотизации иудеев как Другого. С XVI века атрибут массово встречается при визуализации библейских и иных сцен. Роты реже употребляются при изображении женщин, что связано с гендерной иерархией средневекового общества. В результате исследования авторы приходят к заключению, что предписание церковными институтами ношения евреями специфических знаков объяснялось как общими процессами иерархического упорядочивания социальной организации христианского мира, так и ситуативной стигматизацией. Его практическая реализация высвечивает специфику динамичных взаимоотношений локальных властей и еврейских социорелигиозных меньшинств, а весьма позднее введение практики в немецких землях демонстрирует, в первую очередь, экономический прагматизм. Сами эмблемы имели амбивалентную природу и являлись частью двух стратегий. Во-первых, различения евреев от христиан, во-вторых, контролируемой интеграции иудеев в средневековое городское пространство.

Список литературы:

  1. Антонов Д. И. Проклятые деньги Иуды Искариота / Д. И. Антонов, М. Р. Майзульс // Фетиш и табу: Антропология денег в России / сб. науч. статей; сост. А. С. Архипова, Я. М. Фрухтман. 2013. С. 413-434.
  2. Бедос-Резак Б. М. Средневековая идентичность: знак и понятие [пер. с англ. Д. В. Байдужа] / Б. М. Бедос-Резак // Signum. Альманах Центра гербоведческих и генеалогических исследований ИВИ РАН. Вып. 5. М., 2010. С. 19-93.
  3. Дуглас М. Чистота и опасность: Анализ представлений об осквернении и табу / М. Дуглас. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000. 288 с.
  4. Лотман Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. 704 с.
  5. Майзульс М. Р. Воображаемый враг: иноверцы и еретики в средневековой иконографии / М. Р. Майзульс. М.: Альпина нон-фикшн, 2022. 436 с.
  6. Майзульс М.Р. Стигма на лице: средневековые истоки «еврейского носа» / М. Р. Майзульс. // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2020. № 5. С. 10-38.
  7. Пастуро М. Желтый. История цвета / М. Пастуро. М.: Новое Литературное обозрение, 2022.160 с.
  8. Пастуро М. Символическая история европейского средневековья / М. Пастуро. СПб.: Александрия, 2012. 448 с.
  9. Роуз Э. М. Убийство Уильяма Норвичского. Происхождение кровавого навета в средневековой Европе / Э. М. Роуз. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 432 с
  10. Трахтенберг Д. Дьявол и евреи. Средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом / Д. Трахтенберг. М.; Иерусалим: Издательство «Гешарим», 1998. 294 с.
  11. Черных А. П. Появление гербов как проблема гербоведения и истории XII в. / А. П. Черных // Средние века. 2013. Т. 3. Вып. 2 (10). С. 124-149.
  12. Эксле О. Г. Действительность и знание: очерки социальной истории Средневековья / О. Г. Эксле. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 360 с.
  13. Baumgarten E. Biblical Women and Jewish Daily Life in the Middle Ages / E. Baumgarten. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2022.
  14. Cassen F. From Iconic O to Yellow Hat. Anti-Jewish Distinctive Signs in Renaissance Italy / F. Cassen // Fashioning Jews: Clothing, Culture, and Commerce / ed. by L. J. Greenspoon. West Lafayette, Indiana: Purdue University Press, 2013. P. 29-49.
  15. Cassen F. Marking the Jews in Renaissance Italy. Religion, and the power of Symbols / F. Cassen. Cambridge; N. Y.: Cambridge University Press, 2017. 225 p.
  16. Constitutiones quarti Lateranensis una cum Commentariis glossatorum / ed. A. García García. Vatican, 1981. P. 107-108.
  17. Cutler A. H. Innocent III and the distinctive clothing of Jews and Muslims / A. H. Cutler // Studies in Medieval Culture. Kalamazoo, Mich., 1970. Bd. 3. P. 92-116.
  18. Deneke B. Die Kennzeichnung von Juden. Form und Funktion / B. Deneke // Visualisierung städtischer Ordnung. Zeichen — Abzeichen — Hoheitszeichen / Hrsg. H. Maué. Nürnberg, 1993. S. 240-252.
  19. Geltner G. Social deviancy: A medieval approach / G. Geltner // Why the Middle Ages matter. Medieval light on modern injustice / eds. C. M. Chazelle, S. R. Doubleday, F. Lifshitz, A. G. Remensnyder. London [u.a.], 2012. P. 29-40.
  20. Geremek B. Le marginal / B. Geremek // L’homme medieval / dir. J. Le Goff. Paris, 1989. P. 381-413.
  21. Grayzel S. The Church and the Jews in the XIIIth century / S. Grayzel. New York: Hermon Press, 1966. 378 p.
  22. Hughes D. O. Distinguishing Signs: Ear-Rings, Jews and Franciscan Rhetoric in the Italian Renaissance City / D. O. Hughes // Past and Present. 1986. Vol. 112. P. 3-59.
  23. Kisch G. The Jews in medieval Germany. A study of their legal and social status / G. Kisch. New York: Ktav publishing house, 1970.
  24. Kisch G. The Yellow Badge in History / G. Kisch // Historia Judaica.1942. Vol. 4. P. 95-144.
  25. Lipton S. Dark Mirror: The Medieval Origins of Anti-Jewish Iconography / S. Lipton. New York: Metropolitan Books, 2014. 416 p.
  26. Mellinkoff R. The Mark of Cain / R. Melinkoff Berkeley, Calif. [u.a.], 1981.
  27. Moore R. I. The Formation of a Persecuting Society. Authority and Deviance in Western Europe 950-1250 / R. I. Moore. Malden, MA: Blackwell Publishing, 2007. 240 p.
  28. Nemo-Pekelman C. Signum mortis: une nouvelle explication du signe de la rouelle? / C. Nemo-Pekelman // Jews in Early Christian law: Byzantium and the Latin West, 6th-11th centuries / éd. J. V. Tolan, N. R. M. De Lange. Turnhout, 2014. P. 153-166.
  29. Nirenberg D. Communities of Violence: Persecution of Minorities in the Middle Ages / D. Nirenberg. Princeton: Princeton University Press, 1996. 301 p.
  30. Pastoureau M. Figures et couleurs: études sur la symbolique et la sensibilité médiévales / M. Pastoureau. Paris, 1986.
  31. Po-Chia Hsia R. Trent 1475. Stories of a Ritual Murder Trial / R. Po-Chia Hsia. New Haven; London: Yale University Press, 1992.
  32. Resnick I. M. The Jews’ Badge / I. M. Resnick // Jews and Muslims under the Fourth Lateran Council. Papers commemorating the octocentenary of the Fourth Lateran Council (1215) / eds. M. T. Champagne, I. M. Resnick. Turnhout: Brepols, 2018. P. 65-81.
  33. Resnick I. M. Marks of Distinction: Christian Perceptions of Jews in the High Middle Ages / I. M. Resnick Washington, DC: The Catholic University of America Press, 2012. 386 p.
  34. Richards J. Sex, dissidence and damnation: minority groups in the Middle Ages / J. Richards. London [u.a.], 1991.
  35. Robert U. Les Signes d’infamie au MoyenÂge. Juifs, Sarrasins, hérétiques, lépreux, cagots et filles publique / U. Robert. Paris: H. Champion, 1891.
  36. Roth N. Badge, Jewish / N. Roth // Medieval Jewish civilization. An encyclopedia / ed. N. Roth. New York, 2003. P. 67-70.
  37. Rowe N. The Jew, the Cathedral and the Medieval City: Synagoga and Ecclesia in the Thirteenth Century / N. Rowe. Cambridge University Press, 2011.
  38. Sansy D. Identifier les juifs dans l’espace urbain. Les signes distinctifs des juifs en terre d’Empire (XIII-XVe siècles) / D. Sansy // Rostros judíos del occidente medieval / publ. J. Juaristi. Pamplona, 2019. P. 167-192.
  39. Sansy D. Marquer la différence: l’imposition de la rouelle aux XIIIe et XIVe siècles // Médiévales. №41. 2001. La rouelleet la croix. P. 15-36.
  40. Scheiner J. J. Vom „Gelben Flicken“ zum „Judenstern“? Genese und Applikation von Judenabzeichen im Islam und christlichen Europa (841-1941) / J. J. Scheiner. Frankfurt am Main, 2004. 169 s.
  41. Schreckenberg H. The Jews in Christian art / H. Schreckenberg. New York: Continuum, 1996. 400 p.
  42. Singermann F. Die Kennzeichnung der Juden im Mittelalter. Ein Beitrag zur sozialen Geschichte des Judentums / F. Singermann. Berlin, 1915.
  43. Tamm M. Naissance de la persecution sémiotique. La création des signes distinctifs des minorities sociales et religieuses dans l’Occident médiéval (XIIIe — XIVe siècles) / M. Tamm // Através do olhar do Outro Reflexões acerca da sociedade medieval europeia (séculos XII-XV) / eds. J.A. Carreiras, G. Rossi Vairo, K. Toomaspoeg. Tomar, 2018. P. 57-78.
  44. Toaff A. The Jewish badge in Italy during the 15th century / A. Toaff // Die Juden in ihrer mittelalterlichen Umwelt / hrsg. A. Ebenbauer, K. Zatloukal. Wien, 1991. S. 275-280.
  45. Vincent N. C. Two papal letters on the wearing of the Jewish badge: 1221 and 1229 / N. C. Vincent // Jewish historical studies. 1994/96. Vol. 34. P. 209-224.