МАНДРАГОРА В РАЙСКОМ САДУ: РАСТИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В ПОВЕСТИ В. НАБОКОВА «ВОЛШЕБНИК»

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2022. Том 8. № 4 (32)

Название: 
МАНДРАГОРА В РАЙСКОМ САДУ: РАСТИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В ПОВЕСТИ В. НАБОКОВА «ВОЛШЕБНИК»


Для цитирования: Дроздова А. О. Мандрагора в райском саду: растительные образы в повести В. Набокова «Волшебник» / А. О. Дроздова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2022. Том 8. № 4 (32). С. 60-76. DOI: 10.21684/2411-197X-2022-8-4-60-76

Об авторе:

Дроздова Анастасия Олеговна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, научный сотрудник кафедры языкознания и литературоведения, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; an.o.droz@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5728-142X

Аннотация:

Статья посвящена исследованию растительной образности в повести В. Набокова «Волшебник» (1939): устанавливается, как растительные образы участвуют в организации сюжета, художественного мира, а также характеризуют восприятие героя. Цель работы — показать, как соотносятся категории естественного, рукотворного и противоестественного в эстетике В. Набокова. Растительные образы повести связаны со всеми тремя категориями: они подчеркивают невинность ребенка, оказавшегося жертвой маньяка; используются в качестве аллюзий к чужим вымышленным мирам; оказываются результатом извращенной фантазии героя. Структурно-семиотический анализ позволил выделить четыре группы растительных образов: 1) эвфемистические; 2) пространственные; 3) портретные; 4) образы растений-фантазмов. Особенностью растительных образов является двойственность их структуры. В номинации растительных образов совмещаются точки зрения героя и всеведущего повествователя, поэтические метафоры и фрейдистские штампы; как растение может оцениваться живое существо (девочка и герой) и неодушевленный объект (фонарь); одно и то же пространство — цветущий сад — оценивается и как адское, и как эдемское. Растительные образы указывают на паразитический характер фантазии героя и высвечивают неудачи его языковой стратегии — скрыть пошлый умысел с помощью поэтических клише. В статье образ девочки-растения сопоставляется с монструозным цветком из романа Ганса Эверса «Альрауне» и стихотворения И. А. Бунина «Мандрагора». Растительные образы позволяют В. Набокову противопоставить языковую, перцептивную чувствительность утилитарному отношению к красоте, которое оценивается писателем как противоестественное. Природа и творчество подчиняются общим законам: для В. Набокова важно подчеркнуть, что героя-маньяка, эстетизирующего свое преступление, выдает его пренебрежение законами языка.

Список литературы:

  1. Барабтарло Г. Сочинение Набокова / Г. Барабтарло. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 464 с.
  2. Белоусова Е. Г. Сказочный ключ к «Волшебнику» В. Набокова / Е. Г. Белоусова // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 21 (275). С. 15-21.
  3. Бойд Б. Владимир Набоков: русские годы: Биография / Б. Бойд; пер. с англ. СПб.: Издательство «Симпозиум», 2010. 696 с.
  4. Бугаева Л. Д. Набоков и Данте / Л. Д. Бугаева // Данте: pro et contra: личность и наследие Данте в оценке русских мыслителей, писателей, исследователей. СПб.: Издательство РХГА, 2011. С. 665-676.
  5. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах Владимира Набокова / Н. Букс. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 208 с.
  6. Бунин И. А. Полное собрание сочинений в 13 томах / И. А. Бунин. М.: Воскресенье, 2006. Т. 1: Стихотворения (1888-1911); Рассказы (1892-1901). 576 с.
  7. Гёблер Ф. Энтомологический дискурс в прозе В. Набокова / Ф. Гёблер // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2015. № 6 (717). С. 142-148.
  8. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. М.: РИПОЛ классик, 2006. Т. 4. 672 с.
  9. Дашевская О. А. Мифологема рая в лирике В. Набокова / О. А. Дашевская // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог / Ред. Т. Л. Рыбальченко. Томск: Издательство Томского университета, 2000. С. 5-16.
  10. Два интервью из сборника «Strong Opinions» // В. В. Набоков: Pro et Contra. Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова. Антология. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. Т. 1. С. 134-164.
  11. Двинятин Ф. Пять пейзажей с набоковской сиренью / Ф. Двинятин // В. В. Набоков: Pro et Contra. Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова. Антология. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2002. Т. 2. С. 291-314.
  12. Джонсон Д. Б. Птичий вольер в «Аде» Набокова / Д. Б. Джонсон // Литературное обозрение. 1999. № 2. С. 103-109.
  13. Дмитриенко О. А. Игровые пейзажи и их разновидности в русскоязычной прозе Набокова / О. А. Дмитриенко // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2014. №. 2. С. 23-28.
  14. Долинин А. Искусство палача: заметки к теме смертной казни у Набокова / А. Долинин // Летняя школа по русской литературе. 2013. Т. 9. № 1. С. 29-44.
  15. Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина: Работы о Набокове / А. Долинин. СПб.: Академический проект, 2004. 400 с.
  16. Кропотухина П. В. Концептосфера «Мир растений» как объект лингвистических исследований / П. В. Кропотухина // Педагогическое образование в России. 2014. №. 6. С. 35-39.
  17. Кэрролл Льюис. Аня в Стране чудес. Перевод В. Сирина / Льюис Кэрролл // Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений в 5 томах. / Сост. Н. Артеменко-Толстой. СПб.: Симпоизум, 2004. Т. 1. С. 361-433.
  18. Липовецкий М. Эпилог русского модернизма. Художественная философия творчества в «Даре» Набокова / М. Липовецкий // В. В. Набоков: Pro et Contra. Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова. Антология. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. Т. 1. С. 638-661.
  19. Мароши В. В. Топосы зверинца и зоосада в русской литературе второй половины XIX — начала XX вв. / В. В. Мароши // Культура и текст. 2014. № 2 (17). С. 155-173.
  20. Набоков В. В. Волшебник / В. В. Набоков // Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений в 5 томах / Сост. Н. Артеменко-Толстой. Предисл. А. Долинина. Прим. Ю. Левинга, А. Долинина, М. Маликовой, О. Сконечной, А. Бабикова, Г. Глушанок. СПб.: «Симпозиум», 2008. Т. 5. С. 43-81.
  21. Набоков В. В. Лекции по русской литературе / В. В. Набоков ; пер. с англ. С. Антонова, Е. Голышевой, Г. Дашевского и др. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 448 с.
  22. По Э. А. Стихотворения. Сборник / Э. А. По / Сост. Е. К. Нестерова. М.: Радуга, 1988. 414 с.
  23. Разумовская А. Г. «И веет свежестью из сада...». Последние страницы усадебного «текста» в поэзии И. А Бунина и В. В. Набокова / А. Г. Разумовская // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2010. № 11 (54). С. 138-156.
  24. Сендерович С. Сок трех апельсинов: Набоков и петербургский театральный авангард / С. Сендерович, Е. Шварц // Империя N. Набоков и наследники. Сборник статей / Ред. и сост. Юрий Левинг, Евгений Сошкин. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 293-347.
  25. Сконечная О. Русский параноидальный роман: Федор Сологуб, Андрей Белый, Владимир Набоков / О. Сконечная. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 256 с.
  26. Токер Л. Набоков и этика камуфляжа / Л. Токер // В. В. Набоков: Pro et Contra. Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова. Антология. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2002. Т. 2. С. 377-386.
  27. Три интервью с Владимиром Набоковым // Иностранная литература. № 11. 1995. С. 232-248.
  28. Фарино Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие / Е. Фарино. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 639 с.
  29. Чехов А. П. Собрание сочинений в 12 т / А. П. Чехов. М: Государственное издательство художественной литературы, 1962. Т. 8. 575 с.
  30. Эверс Г. Г. Сочинения: В 2-х тт. / Г. Г. Эверс / Пер. с нем. М. Кадиш; Сост. А. Финкельштейн. М.: ТЕРРА 1997. Т. 1.: [Ужасы: Необычайные истории. Пер. с нем.; Альрауне: Роман]. 400 с.
  31. Alexandrov V. E. Nature and Artifice / V. E. Alexandrov // The Garland Companion to Vladimir Nabokov / Ed. by V.E. Alexandrov. New York, Oxon: Routledge, 1995. P. 553-556.
  32. Grishakova M. The Models of Space, Time, and Vision in V. Nabokov’s Fiction: Narrative Strategies and Cultural Frames / M. Grishakova. Tartu: University of Tartu, 2012. 322 p.
  33. Moudrov A. Nabokov’s Invitation to Plato’s Beheading / A. Moudrov// The Goalkeeper: The Nabokov Almanac / Ed. by Yuri Leving. Boston: Academic Studies Press, 2010. P. 60-73. DOI: 10.2307/j.ctt1zxsk4n.9
  34. Poulin I. Translation as Craft and Heroic Deed: On the Political Stakes of a Multilingual Sensoriality / I. Poulin // The Five Senses in Nabokov’s Works / Ed. by Marie Bouchet, Julie Loison-Charles, Isabelle Poulin. Cham: Palgrave Macmillan, 2020. P. 157-171. DOI: 10.1007/978-3-030-45406-7_10
  35. Pyle R. M. Swift and Underwing, Boulderfield and Bog: How Nabokov Drew the World from Its Details / R. M. Pyle // Fine Lines: Vladimir Nabokov’s Scientific Art / Ed. by Stephen H. Blackwell, Kurt Johnson. New Haven, London: Yale University Press, 2016. Pp. 269-276.
  36. Remington C. L. Lepidoptera Studies / C. L. Remington // The Garland Companion to Vladimir Nabokov / Ed. by V. E. Alexandrov. New York, Oxon: Routledge, 1995. P. 274-282.
  37. Simoons F. J. Plants of Life, Plants of Death / F. J. Simoons. Madison: The University of Wisconsin Press. 1998. 546 p.
  38. Voronina O. The tale of enchanted hunters: Lolita in Victorian context / O. Voronina // Nabokov Studies. 2006. Т. 10. No. 1. Pp. 147-174. DOI: 10.1353/nab.2007.0007