Выпуск:
2022. Том 8. № 3 (31)Об авторе:
Бондарчук Елена Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры социальных систем и права, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королёва; elena_bondarchuk@mail.ru; ORCID: 0000-0002-1021-5684Аннотация:
Статья посвящена изучению поэтики романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Эта проблемная область, несмотря на активное исследовательское внимание, по-прежнему содержит в себе огромный потенциал для дальнейших открытий. Основное внимание автора сосредоточено на актуальной проблеме предметно-вещной репрезентации художественного пространства. Цель данной работы состоит в изучении книжной топики, в выявлении системы взаимосвязей между устойчивыми образами и мотивами, которые представлены в тексте как лексемой «книга», так и ее дериватами. С опорой на труды предшественников (А. П. Власкина, Г. Я. Галаган, Л. В. Карасева, Н. А. Макаричевой) впервые (в этом и состоит новизна) выдвигается и обосновывается идея функционирования «онтологической схемы» сюжета, формируемой предметом-символом «книга». Несмотря на относительную немногочисленность сюжетных ситуа-ций с точкой присутствия книги, выявляется широкая разветвленность схемы, в том числе за счет присущего поэтике Достоевского принципа двойничества. Делается вывод о значимости данной «онтологической схемы» для понимания замысла романа в связи с широтой заключенной в ней семантики: знания, памяти, просвещения, изменения, «второго рождения». Статья состоит из четырех частей, где подробно рассматривается функционирование книжной топики в разных сюжетных фрагментах: в предисловии «От автора», в сообщениях повествователя о биографии Смердякова и Красоткина, в третьей встрече Ивана Карамазова со Смердяковым. В работе использован структурно-семиотический метод исследования текста с элементами мифопоэтического и онтологического подходов.Ключевые слова:
Список литературы: