Для цитирования:
Лагунова О. К. Физическая ненорма как мера природного и социального
порядка в повестях ненецкой писательницы А. П. Неркаги (к специфике этнотерпения) /
О. К. Лагунова, В. В. Маркова // Вестник Тюменского государственного университета.
Гуманитарные исследования. Humanitates. 2022. Том 8. № 2 (30). С. 61-78. DOI:
10.21684/2411-197X-2022-8-2-61-78
Об авторах:
Лагунова Ольга Константиновна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет;
eleshenka@yandex.ruМаркова Виктория Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, Тюменский государственный университет;
vitmark14@yandex.ru
Аннотация:
В статье впервые системно описывается феномен отклонения от физической нормы в четырех повестях русскоязычного ненецкого прозаика Анны Неркаги. Предмет изображения рассматривается в работе со следующих позиций: 1) как элемент онтологичности мышления выдающегося представителя коренных малочисленных народов России; 2) как инструмент испытания и восстановления нормы/порядка; 3) как механизм, связанный с опорой ненецкой словесности на культуру синкретической и традиционалистской стадий развития искусства слова.
В статье авторами обозначаются проблемно-тематические аналоги феномена ненормы в региональном контексте, выступающие косвенными и прямыми импульсами по отношению к прозе Неркаги или в качестве ближнего сопоставительного материала для нее. Системность описания позволяет увидеть различие вариантов изображения этнотерпения в национальных культурах России и на этой основе отрефлексировать их специфику в гуманитарной понятийной линейке.
Статья выполнена в рамках Года культурного наследия народов России и является
продолжением комплексного изучения прозы А. Неркаги, неоднократного номинанта
на Нобелевскую премию по литературе. Это изучение было начато коллективной монографией о ней и трехтомным изданием прозы писателя 1970-х — 2010-х гг. с научными комментариями. Анна Неркаги выступает в миссии посвященного в тайны бытия
своего народа и говорит от его имени. Сюжет в ее повестях, отражая кругозор автора,
способствует проявленности самовосстановления героя, бытийной нормы в нем. Она
же базируется на природно-языческом начале, составляющем судьбу персонажа и обеспечивающем равность его своей судьбе и месту в этносе.