Для цитирования:
Мартьянова С. А. Антропология читательского опыта в повести А. И. Солженицына «Раковый корпус» / С. А. Мартьянова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2022. Том 8. № 2 (30).
С. 47-60. DOI: 10.21684/2411-197X-2022-8-2-47-60
Об авторе:
Мартьянова Светлана Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых;
martyanova62@list.ru; ORCID:
0000-0002-6917-0118
Аннотация:
В статье рассматривается читательский опыт героев А. И. Солженицына как средство характеристики сознания и поведения персонажей повести «Раковый корпус». Исследователи давно обратили внимание на роль книги, чтения, человека читающего в художественном мире словесно-художественных текстов («Дон Кихот» Сервантеса, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского, «Госпожа Бовари» Г. Флобера), однако эти работы носят фрагментарный характер. Соответствующие аспекты произведений литературы XX в., в том числе текстов Солженицына, изучены еще меньше.
Автор статьи показывает, что обращение к читательскому опыту героев является существенной гранью предметного мира повести «Раковый корпус». Анализируется, как прочитанная книга становится частью экзистенциального и культурного опыта героя, свидетельством либо о прозрениях, открытиях, либо о заблуждениях, тупиках. В статье обосновывается возможность говорить о книге в обрисовке персонажей Солженицына с точки зрения культурной антропологии, изучающей связи человека с культурной традицией и обществом, и психологической — с ее интересом к формам мышления, общения. Опыты интерпретации прочитанного героями Солженицына важны не только для характеристики отдельных персонажей, но и общества в целом. Подчеркивается, что культурная проблематика советского времени была обусловлена «археологическим» типом герменевтики, отчуждавшим человека от классической традиции, непреходяще-ценной для самоопределения человека. Выделяются два типа событийности в повествовательной организации текста: сюжетный и экзистенциальный. Особое место в общей картине занимает полуавтобиографический герой — Олег Костоглотов, путь которого от смерти к воскрешению включает опыты чтения и постижения реальности через художественные и философские тексты.
Методологический фундамент работы составили подходы, выработанные сравнительным литературоведением, теорией интертекста, антропологическими и историко-культурными исследованиями.