Развитие джойсовского принципа коллажно-монтажной техники в романе М. Шишкина «Венерин волос»

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2022. Том 8. № 1 (29)

Название: 
Развитие джойсовского принципа коллажно-монтажной техники в романе М. Шишкина «Венерин волос»


Для цитирования: Марков А. В. Развитие джойсовского принципа коллажно-монтажной техники в романе М. Шишкина «Венерин волос» / А. В. Марков, Ю. Н. Мыслина // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2022. Том 8. № 1 (29). С. 145-161. DOI: 10.21684/2411-197X-2022-8-1-145-161

Об авторах:

Марков Александр Викторович, доктор филологических наук, профессор кафедры кино и современного искусства, Российский государственный гуманитарный университет (г. Москва); профессор кафедры русской и зарубежной филологии, Владимирский государственный университет им. А. Г и Н. Г. Столетовых; markovius@gmail.com; ORCID: 0000-0001-6874-1073

Мыслина Юлия Николаевна, аспирант кафедры русской и зарубежной филологии, Владимирский государственный университет им. А. Г и Н. Г. Столетовых; yulia_mislina@mail.ru; ORCID: 0000-0002-5561-1859

Аннотация:

В статье исследуется разработка джойсовской коллажно-монтажной техники сборника «Дублинцы» в романе М. Шишкина «Венерин волос». Цель работы — исследовать правила перехода сюрреалистического коллажа Дж. Джойса в коллажно-монтажный принцип М. Шишкина, где коллаж нового типа, как наполненное авторскими аллюзиями интеллектуальное предприятие, позволяет осмыслить монтаж, авангард и судьбы культуры в ситуации межкультурной коммуникации. Предметом исследования является специфика коллажно-монтажной техники Шишкина в ее динамическом развитии. Исследование потребовало не только сравнительно-сопоставительного метода, но и постоянного учета общего контекста эволюции терминов «коллаж» и «монтаж» в ХХ-ХХI вв. и утверждения их нормативного литературоведческого значения. Проведенный анализ позволил выявить, что близкая сюрреалистическому коллажу техника Джойса в описании всеобщего паралича Дублина начала ХХ в. переосмысляется Шишкиным как постмодернистский коллаж, где российская действительность представлена изначально не-цельной, находящейся уже долгое время в состоянии парализованного сознания. Только любовь, по мнению обоих авторов, может стать единственной возможностью спасения от этой разобщенности. Сам способ описания событий у обоих авторов позволяет выявить, что истинная любовь на земле недостижима. Поэтому для создания общей атмосферы ее утраты Джойс обращается к монтажной технике, позволяющей сталкивать между собой различные любовные истории, усиливая эффект отчужденности на границах их касаний. А Шишкин, переосмысливая джойсовский тип монтажа в постмодернистский монтажный принцип, высказывает надежду на обретение вечной любви на земле, равной витальной энергии. В сборнике «Дублинцы» и романе «Венерин волос» тема смерти репрезентирует одновременное сочетание коллажной и монтажной техники. У Джойса тоска по ушедшему идеалу дополняется значимостью рождения нового (организации, идеи и т. д.), но в джойсовском мире смерть завершает жизненный цикл человека; а у Шишкина уже принципиально стерты границы между жизнью и смертью, что и позволяет героям, точнее историям, в которые они превращаются после своей кончины, продолжать свое существование.

Список литературы:

  1. Вирмо А. Мэтры сюрреализма / А. Вирмо, О. Вирмо. Перевод с французского. Санкт-Петербург: Академический проект, 1996. 278 с.

  2. Джойс Дж. Дублинцы / Дж. Джойс. Перевод с английского С. Хоружего. Санкт-Петербург: Азбука-Аттикус, 2018. 288 с.

  3. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. Москва: Интрада, 1996. 253 с.

  4. Капитонова Н. С. Речевые кластеры как элементы монтажа модернистского текста Дж. Джойса / Н. С. Капитонова // Научная мысль Кавказа. 2010. № 3. С. 188-193.

  5. Кукулин И. Машины зашумевшего времени / И. Кукулин. Москва: Новое литературное обозрение, 2015. URL: file:///C:/Users/Comp-PC1/Desktop/Kukulin_Ilya_Mashiny_zashumevshego_vremeni_Readli.Net_279915_original_4c3a6.fb2 (дата обращения: 20.09.2021).

  6. Куряев И. Р. Специфика монтажа в романе М. Шишкина «Письмовник» / И. Р. Куряев XLVI Огарёвские чтения: в 3-х ч. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2018. С. 109-114.

  7. Липовецкий М. «И пустое место для остальных»: Травма и поэтика метапрозы в «Египетской марке» О. Мандельштама / М. Липовецкий // Травма: Пункты / Сост. С. Ушакин и Е. Трубина. Москва: Новое литературное обозрение, 2009. 903 с.

  8. Оробий С. П. «Вавилонская башня» Михаила Шишкина: опыт модернизации русской прозы / С. П. Оробий. Благовещенск: Издательство БГПУ, 2011. 161 с.

  9. Шишкин М. Венерин волос / М. Шишкин. Москва: АСТ, 2020. 572 с.

  10. Шишкин М. Письмовник / М. Шишкин. URL: file:///C:/Users/Comp-PC1/AppData/Local/Temp/Rar$DIa0.995/Shishkin_M._Pismovnik.fb2 (дата обращения: 15.10.2021).

  11. Шишкин М. У Бога на Страшном суде не будет времени читать все книги / М. Шишкин // Известия. 2005. URL: https://iz.ru/news/303564 (дата обращения: 25.10.2021).

  12. Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов / Эйзенштейн С. // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Москва: Искусство, 1964. С. 269-273.

  13. Ellmann R. Four Dubliners: Oscar Wilde, William Butler Yeats, James Joyce, Samuel Beckett / R. Ellman. URL: http://library.lol/main/988C0B7D2639FC5C6BAA770E3F80DE85 (дата обращения: 22.10.2021)

  14. Ellmann R. James Joyce / R. Ellman. URL: http://library.lol/main/4A121AD2F145C474AAB02ADC15AD11B2 (дата обращения: 22.10.2021)