Сборник как форма творческой репрезентации в культуре Серебряного века

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2022. Том 8. № 1 (29)

Название: 
Сборник как форма творческой репрезентации в культуре Серебряного века


Для цитирования: Едошина И. А. Сборник как форма творческой репрезентации в культуре Серебряного века / И. А. Едошина, Е. А. Осипова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2022. Том 8. № 1 (29). С. 108-122. DOI: 10.21684/2411-197X-2022-8-1-108-122

Об авторах:

Едошина Ирина Анатольевна, доктор культурологии, профессор кафедры истории, Костромской государственный университет; tettixgreek@yandex.ru; ORCID: 0000-0002-4265-3611

Осипова Елена Александровна, аспирантка кафедры истории, Костромской государственный университет; elena-decide@yandex.ru; ORCID: 0000-0002-1046-0719

Аннотация:

В статье рассматривается проблема понятийного статуса сборника. Обозначенная проблема исследуется с помощью целого ряда методов, из которых наиболее значимыми являются аналитический, историко-литературный при общем культуро-философском подходе к пониманию сущности и смыслового поля творческих функций сборника. Специальное внимание уделяется актуальности формирования сборника как особой художественной формы в культуре Серебряного века. Обозначаются причины появления сборника, его специфика как формы представления сугубо личностной позиции автора. Наиболее значимые характеристики сборника выявляются на примере анализа сборника Д. С. Мережковского «Вечные спутники». Специальное внимание уделяется формированию сборника критических статей как отражению авторской мысли и самой эпохи. С этой целью анализируются статьи, составившие содержание сборника. Указывается на специфический субъективизм авторского осмысления литературных произведений, что в целом вполне соответствует духу времени — Серебряному веку. Подчеркивается, что собранные в сборнике статьи отражают динамику размышлений Мережковского. Одновременно собранные в сборнике и подчиненные общему развитию авторской мысли статьи могут пониматься как единое целое, а сам сборник — как форма представления творческой личности в художественной культуре Серебряного века. Специальное внимание уделяется личности издателя и хорошего знакомца Мережковского — П. П. Перцова. В итоге проведенных аналитических процедур над текстами в сборнике Мережковского «Вечные спутники» выявляются характерные черты представления автора не столько как литературного критика, сколько как мыслителя. В итоге делаются выводы общего характера: сборник является формой представления личности автора, указываются принципы организации сборника, отмечается значимость авторского прочтения явлений литературы и культуры в целом.

Список литературы:

  1. Андрущенко Е. А. Спутники Д. С. Мережковского / Е. А. Андрущенко // Мережковский Д. С. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы. Санкт-Петербург: Наука, 2007. С. 703-757.

  2. Из русских изданий. Два крайних места о Пушкине // Мережковский Д. С. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы / изд. подгот. Е. А. Андрущенко. Санкт-Петербург: Наука, 2007. С. 688-692.

  3. Бонецкая Н. К. В поисках Неведомого Бога. Мережковский — мыслитель / Н. К. Бонецкая. Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 384 с.

  4. Горнфельд Ар. Критика и лирика (Д. С. Мережковский. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы. Санкт-Петербург, 1897) / Ар. Горнфельд // Мережковский Д. С. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы / изд. подгот. Е. А. Андрущенко. Санкт-Петербург: Наука, 2007. С. 602-640.

  5. Гревс И. М. Научные прогулки по историческим центрам Италии: Очерки флорентийской культуры / И. М. Гревс. Москва: Тип-я Тов-ва Кушнерев и К, 1903. 62 с.

  6. Едошина И. А. Культурфилософия понятия «эпоха»: к характеристике fin de siècle / И. А. Едошина // Вестник Костромского государственного университета. 2014. № 5. С. 240-245.

  7. Едошина И. А. Культурфилософский аспект в жизнетворчестве Максимилиана Волошина / И. А. Едошина // Соловьевские исследования. 2014. Вып. 4 (44). С. 156-181.

  8. Журавлева А. А. «Вечные спутники» Мережковского как образец субъективной критики / А. А. Журавлева // Вестник Челябинского государственного университета. Серия 11. Журналистика. 2005. № 1 (2). С. 99-108.

  9. Кабакова Е. Г. Динамика текстопорождения в критике Д. С. Мережковского: дис. … канд. филол. наук / Е. Г. Кабакова. Екатеринбург, 2001. 24 с.

  10. Крылов В. Н. Русская символистская критика: генезис, традиции, жанры / В. Н. Крылов. Казань: Издательство Казанского университета, 2005. 268 с.

  11. Мережковский Д. С. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы / Д. С. Мережковский. Изд. подгот. Е. А. Андрущенко. Серия: Литературные памятники. Санкт-Петербург: Наука, 2007. 903 с.

  12. Муртузалиева Е. А. Литературно-критические работы Д. С. Мережковского 1893-1894 годов: жанр, типология, своеобразие / Е. А. Муртузалиева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2018. № 3 (81). Ч. 2. С. 235-240.

  13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Москва: Азъ LTD, 1992. 960 с.

  14. Письма Д. С. Мережковского к П. П. Перцову / Вступ. заметка, публ. и примеч. М. Ю. Кореневой // Русская литература. 1991. № 2. С. 156-181.

  15. Полонский В. В. Мифопоэтика и динамика жанра в русской литературе конца XIX — начала ХХ века / В. В. Полонский. Москва: Наука, 2008. 285 с.

  16. Приходько И. С. «Вечные спутники» Мережковского (К проблеме мифологизации культуры) / И. С. Приходько // Д. С. Мережковский. Мысль и слово / Редкол.: В. А. Келдыш, И. В. Корецкая, М. А. Никитина. Москва: Наследие, 1999. С. 198-206.

  17. Сарычев Я. В. «Субъективная критика» в системе теоретических и художественных исканий Д. С. Мережковского / Я. В. Сарычев // Русская литературная критика Серебряного века / отв. ред. С. Г. Исаев. Новгород: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 1996. С. 73-77.

  18. Спасович В. Д. С. Мережковский и его «Вечные спутники» / В. Д. Спасович // Мережковский Д. С. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы / Изд. подгот. Е. А. Андрущенко. Санкт-Петербург: Наука, 2007. С. 641-681.

  19. Терапиано Ю. Дмитрий Мережковский: взгляд в прошлое / Ю. Терапиано // Д. С. Мережковский: pro et contra / Сост., вступ. статья, коммент. А. Н. Николюкина. Санкт-Петербург: РХГИ, 2001. С. 437-447.

  20. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т. 3 / М. Фасмер. Пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. 3-е изд. Санкт-Петербург: Терра-Азбука, 1996. 832 с.

  21. Философские течения русской поэзии. Избранные стихотворения и критические статьи С. А. Андреевского, Д. С. Мережковского, Б. В. Никольского, П. П. Перцова, В. С. Соловьева / Изд. П. Перцов. Санкт-Петербург: Типография Ф. Меркушева, 1896. 389 с.