Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2021. Том 7. № 4 (28)

Название: 
Читаем о Сибири: проза Н. А. Лухмановой в иностранной аудитории


Для цитирования: Першина А. И. Читаем о Сибири: проза Н. А. Лухмановой в иностранной аудитории / А. И. Першина, Е. Н. Эртнер // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2021. Том 7. № 4 (28). С. 192-208. DOI: 10.21684/2411-197X-2021-7-4-192-208

Об авторах:

Першина Алёна Игоревна, аспирант кафедры русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет; pershina.alena@rambler.ru

Эртнер Елена Николаевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет; e.n.ertner@utmn.ru; ORCID: 0000-0003-1523-6561

Аннотация:

Актуальность работы обусловлена назревшей в литературоведческой науке необходимостью введения в научный оборот и в практику преподавания русского языка как иностранного новых текстов, углубляющих представление о феномене Сибири. Настоящее исследование представляет собой методическую разработку занятий по анализу художественного текста в иностранной аудитории, которая может быть использована в рамках изучения русского языка как иностранного, элективного курса по литературному краеведению.

В основу дидактического материала легли тексты петербургской писательницы Н. А. Лухмановой, проживавшей в 1800-1805 гг. в Тюмени. Геопоэтический образ края Лухманова воссоздала в очерках «Кержаки в тайге», «Белокриницкий архиерей Афанасий», романе «В глухих местах», объединенных автором под общим названием «Очерки из жизни в Сибири» (1896 г.).

Книга «Очерки из жизни в Сибири» Н. А. Лухмановой, являющаяся объектом настоящего исследования, написана на основе личных переживаний автором Западной Сибири. Позиция «чужого», в которой находится сам автор и его герои по отношению к Сибири, близка позиции приезжающих в этот регион иностранных студентов. В этой связи художественный образ Западной Сибири становится ценным лингводидактическим материалом, а репрезентирующие данное пространство тексты получают высокий лингвокультурологический потенциал.

Новизна представленного исследования определена обращением к прогрессивной научной методологии, междисциплинарному направлению — геопоэтике, позволяющему выявить особенности ландшатной образности репрезентируемого в художественном тексте пространства. В контексте данного методологического направления в настоящем исследовании разработаны методические принципы и приемы изучения «сибирских» текстов в иностранной аудитории, направленные на нахождение и извлечение национально-культурной, фоновой информации, сопоставление и сравнение представленных фрагментов текста, их осмысление и интерпретацию.

Список литературы:

  1. Анисимов К. В. Проблемы поэтики литературы Сибири XIX — начала XX веков: Особенности становления и развития региональной литературной традиции / К. В. Анисимов. Томск: Томский государственный университет, 2005. 304 с.

  2. Брагина М. А. Лингвокультуроведческие аспекты формирования языкового сознания иностранных студентов в процессе изучения русского языка / М. А. Брагина, В. П. Синячкин, В. В. Дронов, Н. А. Красс, Е. Ф. Тарасов. Москва: РУДН, 2008. 364 с.

  3. Бродзели А. О. Художественная литература в обучении РКИ (методические рекомендации) / А. О. Бродзели // Университетские чтения. Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2017. С. 92-98.

  4. Верещагин Е. М. Язык и культура / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. Москва: Индрик, 2005. 1038 с.

  5. Воробьев В. В. Общее и специфическое в лингвострановедении и лингвокультуроведении / В. В. Воробьев // Слово и текст в диалоге культур. Москва: РУДН, 2000. С. 22-24.

  6. Гез Н. И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. И. Гез, Г. М. Фролова. Москва: Академия, 2008. 256 с.

  7. Зиновьева Е. И. Лингвокультурология: от теории к практике. Учебник / Е. И. Зиновьева. Санкт-Петербург: СПбГУ; Нестор-История, 2016. 182 с.

  8. Крючкова Л. С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. Учебное пособие для начинающего преподавателя, для студентов-филологов и лингвистов, специализирующихся по РКИ / Л. С. Коючкова, Н. В. Мощинская. Москва: Флинта, 2009. 480 с.

  9. Лихачёв Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачёв // Лихачёв Д. С. Очерки по философии художественного творчества. Санкт-Петербург: Блиц, 1999. С. 147-165.

  10. Лухманова Н. А. Очерки из жизни в Сибири / Н. А. Лухманова // Лухманова Н. А. Очерки из жизни в Сибири: Избранные произведения. Тюмень: Софтдизайн, 1997. 464 с.

  11. Отрывок из книги «Очерки из жизни в Сибири» Н. А. Лухмановой. URL: https://clck.ru/XqPEj

  12. Першина А. И. Литературный ландшафт Западной Сибири в «Очерках из жизни в Сибири» Н. А. Лухмановой / А. И. Першина, Е. Н. Эртнер // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates, 2020. Том 6. № 2 (22). С. 48-63.

  13. Эртнер Е. Н. Жанровая поэтика романа Н. А. Лухмановой «В глухих местах» / Е. Н. Эртнер // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates, 2015. Том 1. № 3. С. 41-49.

  14. Эртнер Е. Н. Н. А. Лухманова / Е. Н. Эртнер // История литературы Урала. XIX век: в 2 кн. Под ред. проф. Е. К. Созиной. Кн. 2. Москва: Издательский дом ЯСК, 2020. С. 1039-1048.