Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2021. Том 7. № 4 (28)

Название: 
Образ города в прозе С. Н. Дурылина


Для цитирования: Непомнящих Н. А. Образ города в прозе С. Н. Дурылина / Н. А. Непомнящих // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2021. Том 7. № 4 (28). С. 136-149. DOI: 10.21684/2411-197X-2021-7-4-136-149

Об авторе:

Непомнящих Наталья Алексеевна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт филологии СО РАН (г. Новосибирск); alkat@ngs.ru; ORCID: 0000-0001-5958-0554

Аннотация:

Мотивный и семиотический анализ прозы С. Н. Дурылина позволяют выявить в его прозе повторяющиеся в описаниях провинциальных городов мотивы: колокольный звон обозначает связь земного с небесным; золото, серебро, сияние — знак принадлежности к горнему миру, яркие цвета — знак полноты и расцвета жизни, благополучия города и его жителей. Действие в повестях «Сударь-кот», «Записках Ельчанинова» («Чертог памяти моей») и романе «Колокола» С. Н. Дурылина происходит в маленьких уездных городах. Устроены эти города похожим образом, их благостный облик резко контрастирует с предшествующей литературной традицией изображения русской провинции, например, знаковым «Городком Окуровым» М. Горького, по отношению к которому Дурылин полемичен. У Дурылина земной город, как и вся земная жизнь, всегда отражение небесного, высшего: образец для провинциальных городков — Хлынова, Калуги, Темьяна — незримый град Китеж, образ которого писатель создает еще в 1916 году в «Сказании о невидимом граде Китеже». Мысль о небесной сути земного облика каждого из дурылинских городков воплощается посредством цветового и звукового кодов. Цветовые и звуковые образы у Дурылина противопоставлены таковым же в «Городке Окурове» М. Горького и аналогичным образам в романе «Колокола» И. В. Евдокимова (1926). Мир городской жизни в прозе Дурылина светел, многоцветен и гармоничен, «хмурь» и тьма приходят в города как предвестник беды и социальных катаклизмов, тогда как в прозе Горького и традиции, следующей за ним, провинция — это «звериная глушь», темная во всех смыслах этого слова.

Список литературы:

  1. Горький М. Городок Окуров / М. Горький // Горький М. Собрание сочинений в 30 тт. Т. 9: Повести (1909-1912). Москва, 1957.

  2. Дурылин С. Н. В своем углу / С. Н. Дурылин. Москва, 1991. 336 с.

  3. Дурылин С. Н. Рассказы. Повести и хроники / Составители А. И. Резниченко, Т .Н. Резвых. Т. 1. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2014. 777 с.

  4. Дурылин С. Н. Сказание о невидимом Граде Китеже / С. Н. Дурылин // Дурылин С. Н. Русь прикровенная / публ, сост., фото и вступ. статья — С. В. Фомин. Москва: Паломник, 2000. С. 55-73.

  5. Евдокимов И. В. Колокола / И. В. Евдокимов. URL: http://az.lib.ru/e/ewdokimow_i_w/text_1925_kolokola.shtml Дата обращения: 27.08.2021.

  6. Мотеюнайте И. В. Юродские слезы, колокольный звон и русская история (о способах символизации в романе-хронике Дурылина «Колокола» на примере образа юродивого) / И. В. Мотеюнайте // Теория, традиции, христианство и русская словесность. Ижевск, 2009. С. 337-357.

  7. Мотеюнайте И. В. Бытие или существование? К вопросу об изображении провинциального города / Мотеюнайте И. В. // Памяти А. И. Журавлевой. Сборник статей. Москва: Три квадрата, 2012. С. 554-577.

  8. Непомнящих Н. А. Фигура Лескова в рефлексии Дурылина: «писатель-воспоминатель» / Н. А. Непомнящих // Сюжетология и сюжетография, № 1, 2020. С. 104-116.

  9. Резниченко А. И. «Об одном символе»: истоки и параллели. Статья 2: Достоевский как символист / А. И. Резниченко // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал, № 3, 2021. 255 с.