Феноменологическая поэтика лирического произведения (методологический аспект)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2021. Том 7. № 3 (27)

Название: 
Феноменологическая поэтика лирического произведения (методологический аспект)


Для цитирования: Барыкин А. В. Феноменологическая поэтика лирического произведения (методологический аспект) / А. В. Барыкин // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2021. Том 7. № 3 (27). С. 73-86. DOI: 10.21684/2411-197X-2021-7-3-73-86

Об авторе:

Барыкин Алексей Валентинович, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова; barykin.aleksej@list.ru; ORCID: 0000-0002-9799-8748

Аннотация:

Целевая установка данной статьи — представить методологические обоснования феноменологической поэтики литературного произведения. Предметом исследования служат принципы феноменологического подхода к поэтологическим основаниям, объектом — структурно-семантические, текстуально-семиотические особенности лирического произведения.

Автор суммирует опыт разных концепций феноменологического подхода к раскрытию сущности рецептивной стратегии как художественного сознания, так и исследовательской практики. Основное внимание уделяется структуре художественного сознания, особенностям его интенциональной природы, раскрывается специфика различных типов редукции, позволяющих проникнуть в сущность художественного опыта, его эстетической рецепции.

В статье выдвигается концепция феноменологического толкования структуры поэтического текста на синтагматическом и парадигматическом уровнях, метафизического осмысления традиционно семиотических понятий синтагматики и парадигматики, формально задающих ориентиры текстовых границ в их горизонтальном и вертикальном развертывании. Опираясь на онтологический и феноменологический аспекты рассмотрения художественного пространства, текст предстает как феномен, выходящий за пределы собственно знакового определения, становясь сущностно-ценным «определителем» и регулятором художественных и исследовательских интенций, подразумевающих разные способы и уровни субъектного выражения в поэтическом дискурсе. Кроме основного, феноменологического подхода, методологию исследования составляют принципы «онтологической поэтики», «рецептивной эстетики».

Список литературы:

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. 423 с.

  2. Бахтин М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. М.: Наука, 1986. 150 с.

  3. Бройтман С. Н. Русская лирика ХIХ — начала ХХ века в свете исторической поэтики: субъектно-образная структура / С. Н. Бройтман. М.: Изд-во РГГУ, 1997. 310 с.

  4. Визгин В. Генеалогический проект Мишеля Фуко / В. Визгин // Мишель Фуко и Россия: сб. статей / под ред. О. Хархордина. СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2001. С. 96-109.

  5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

  6. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию / Э. Гуссерль; пер. с нем. А. В. Михайлова. М.: Академический проект, 2009. 489 с.

  7. Ингарден Р. Исследования по эстетике / Р. Ингарден. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. 572 с.

  8. Костецкий В. В. Человек в экстазе. Опыт философского познания. Часть 1 / В. В. Костецкий. Тюмень: Тюменский международный колледж, 1996. 250 с.

  9. Муратов А. Б. Методологические идеи Б. М. Энгельгардта (Послесловие) / А. Б. Муратов // Энгельгардт Б. М. Феноменология и теория словесности / Б. М. Энгельгардт. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 364-405.

  10. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике / П. Рикёр. М.: Academia-Центр: Медиум, 1995. 411 с.

  11. Свасьян К. А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика / К. Свасьян. М.: Алма Матер; Академический проект, 2010. 208 с.

  12. Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика: введение в курс / Н. Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 2006. 212 с.

  13. Флейшман Л. Занятья философией у Бориса Пастернака // От Пушкина к Пастернаку. Избранные работы по поэтике и истории русской литературы / Л. Флейшман. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 400-520.

  14. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени / М. Хайдеггер. Томск: Водолей, 1998. 384 с.

  15. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.

  16. Шпет Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы / Г. Шпет. М.: Гермес, 1914. 219 с.

  17. Энгельгардт Б. М. Феноменология и теория словесности / Б. М. Энгельгардт. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 464 с.