Выпуск:
2021. Том 7. № 2 (26)Об авторах:
Кононенко Анатолий Анатольевич, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории, Тюменский государственный университет; a.a.kononenko@utmn.ruАннотация:
Политические репрессии 1930-х гг. в СССР неоднократно становились объектом интереса историков. Тем не менее исследований политических репрессий 1930-х гг. в отношении номенклатурных работников на уровне провинциального сибирского города Тюмени практически нет. Феномен «кадровой революции» 1937-1938 гг. остался в тени событий Большого террора. Данный хронологический период, по сути дела, обезличен. Актуальность и научная новизна проблемы заключается в том, что впервые дается развернутая картина причин и мотивов репрессий против городской номенклатуры, установлены этапы и механизмы этого процесса, подведены итоги кадровых изменений и сделано сравнение качеств предыдущей и последующей генерации руководителей города. При подготовке статьи использовались документы двух региональных управлений ФСБ, бывших партийных архивов Тюменской и Омской областей, материалы периодической печати. В ходе работы применены просопографический, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический и системно-структурный методы. Это позволило уточнить биографические данные руководителей города в 1936‑1938 гг., классифицировать преступные деяния, инкриминируемые обвиняемым. В результате всестороннего анализа источников утверждается, что причиной кадровой чистки следует считать нарушение дисбаланса между ограниченным коллективным руководством и пока еще ограниченной единоличной диктатурой И. В. Сталина. Ограниченное коллективное руководство уже не соответствовало реальному положению дел, когда всё больший объем власти оказывался у одного человека. Ротация неугодных ему работников как альтернатива кадровой чистки оказалась несостоятельной. Мотивом для репрессий в отношении работников, никогда не принимавших участия в оппозициях, служили их случайные контакты и знакомства с бывшими оппозиционерами, аттестуемыми в 1937-1938 гг. как шпионы и террористы. Партийные, советские и комсомольские работники, не имевшие таких контактов, хотя и подвергались репрессиям, но были реабилитированы. И наконец, по своему образовательному и профессиональному уровню новая генерация городских партийных работников ничем не отличалась от предыдущей.
Ключевые слова:
Список литературы:
Архив РУ ФСБ России по Омской области. Ф. 10. Оп. 23. Д. П53.
Архив РУ ФСБ России по Тюменской области. Ф. 5. Оп. 38, Д. П151.
ГАСПИТО. П-135. Оп. 4. Д. 848. Л. 1-2.
Гетти Арч. Практика сталинизма: большевики, бояре и неумирающая традиция / Арч Гетти; пер. с англ. Л. Ю. Пантиной. М.: Политическая энциклопедия, 2016. 374 с.
Горинский М. Пора омским большевикам заговорить полным голосом / М. Горинский // Правда. 1937. 29 сентября.
Исторический архив Омской области. Ф. П-17. Оп. 49. Д. 71.
Красное знамя. Тюмень, 1937. 18 октября.
Красное знамя. Тюмень, 1938. 1 февраля.
Красное знамя. Тюмень, 1938. 11 июня.
Лаврентьев З. Л. Доклад II секретаря Омского ОК ВКП(б) на III областной партийной конференции. Омск, 1939 г. / З. Л. Лаврентьев // Красное знамя. 1939. 3 марта.
Млечин Л. М. Генрих Ягода. Генеральный комиссар государственной безопасности / Л. М. Млечин. М.: РОССПЭН, 2020. 615 с.