Заглавие как образно-символический центр поэтического сборника Бориса Пастернака «Поверх барьеров»

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2021. Том 7. № 2 (26)

Название: 
Заглавие как образно-символический центр поэтического сборника Бориса Пастернака «Поверх барьеров»


Для цитирования: Разумкова Н. В. Заглавие как образно-символический центр поэтического сборника Бориса Пастернака «Поверх барьеров» / Н. В. Разумкова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2021. Том 7. № 2 (26). С. 60-76. DOI: 10.21684/2411-197X-2021-7-2-60-76

Об авторе:

Разумкова Надежда Васильевна, кандидат филологический наук, доцент кафедры русского языка и общего языкознания Тюменского государственного университета; 18nadezhda3@mail.ru; ORCID: 0000-0003-3260-2076

Аннотация:

Данная статья, в основу которой лег доклад на международной конференции, посвященной 130-летию Б. Л. Пастернака (Китай, Ханчжоу, Чжецзянский университет, 8-10 ноября 2020 г.), нацелена на изучение характера отношений между заглавием сборника и текстами входящих в него стихотворений. Актуальность работы определяется антропоцентрической направленностью современной лингвистики, в фокусе внимания которой находятся языковая личность и картина мира творческой индивидуальности. В теоретическом параграфе обсуждаются методологические основы исследования, раскрываются понятийные категории, освещается комплекс факторов, влияющих на восприятие и понимание лирики Пастернака. Практическая часть статьи содержит результаты контекстуального анализа заглавий лирических произведений. Представлены символические значения заголовка-тропа, ассоциативные признаки которого соотносятся с идеей преодоления ограниченности в широком смысле слова. В стихотворных текстах референт ключевого знака манифестируется лексемами: тело (интимное пространство), двор (домашнее пространство), сон (пограничное пространство), улица и каналы (сегменты урбанистического пространства), железная дорога (техногенное пространство), погодные условия (преграды в восприятии окружающего мира), лед (природные оковы, имеющие временный характер) и т. д. Выводы формулируются в следующих суждениях: 1) заглавие, выполняя роль средства глобальной и локальной связности ad hoc, придает всему сборнику завершенность, усиливает его внутреннее единство за счет мотива преодоления пространственно-временных границ; 2) формула «поверх барьеров» символизирует рубежи как в личностно-биографическом плане, так и философско-психологическом смысле, подчеркивает сложность и значимость творческих исканий поэта.

Список литературы:

  1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека: монография / Н. Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.

  2. Барт Р. От произведения к тексту / Р. Барт; пер. с франц. // Избранные работы: Семиотика: Поэтика / сост. Г. К. Косиков. М.: Прогресс, 1989. С. 415-416.

  3. Бычков В. В. Символизация в искусстве как эстетический принцип / В. В. Бычков // Вопросы философии. 2012. № 3. С. 81-90.

  4. Гаспаров М. Л. Избранные статьи / М. Л. Гаспаров. М.: Новое литературное обозрение, 1995. 480 с.

  5. Дейк Т. А., ван. Макростратегии / Т. А. ван Дейк, В. Кинч // Язык. Познание. Коммуникация / пер. с англ. В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1989. 312 с.

  6. Жолковский А. К. Поэтика Пастернака. Инварианты. Структуры. Интертексты: монография / А. К. Жолковский. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 608 с.

  7. Иванов Вяч. Вс. К истории поэтики Пастернака футуристического периода / Вяч. Вс. Иванов // Русская антропологическая школа: оф. сайт. URL: http://kogni.narod.ru/pasternak2.htm (дата обращения: 08.02.2021).

  8. Кожина Н. А. Заглавие художественного произведения: структура, функции, типология (на материале русской прозы XIX-XX вв.): автореф. дис. … канд. филол. наук / Н. А. Кожина. М., 1986. 22 с.

  9. Ламзина A. B. Заглавие литературного произведения / А. В. Ламзина // Русская словесность. 1997. № 3. С. 75-80.

  10. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во МГУ, 1982. 480 с.

  11. Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман // ModernLib.Net: электронная библиотека. URL: https://modernlib.net/books/lotman_yuriy/struktura_hudozhestvennogo_teksta/read/ (дата обращения: 02.03.2021).

  12. Мандельштам О. Заметки о поэзии / О. Мандельштам // Собрание сочинений в 4 томах. М.: ТЕРРА, 1991. Том II. С. 260-265.

  13. Панова Л. Г. «Мир», «пространство», «время» в поэзии Осипа Мандельштама / Л. Г. Панова. М.: Языки славянской культуры, 2003. 808 с.

  14. Пастернак Б. Л. Поверх барьеров (1914-1916) / Б. Л. Пастернак // Infolio: электронная библиотека. URL: http://www.infoliolib.info/rlit/pastern/overtour.html (дата обращения: 08.02.2021).

  15. Пастернак Е. Б. Борис Пастернак. Биография. Глава III. Поверх барьеров (1913‑1917) / Е. Б. Пастернак. URL: http://pasternak.niv.ru/pasternak/bio/pasternak-e-b/biografiya-3-4.htm (дата обращения: 05.03.2021).

  16. Рогачёва Н. А. Ольфакторное пространство русской поэзии конца XIX — начала XX вв.: Проблемы поэтики: монография / Н. А. Рогачёва. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. университета, 2010. 404 с.

  17. Сахарный Л. В. Набор ключевых слов как тип текста / Л. В. Сахарный, А. С. Штерн // Лексические аспекты в системе профессионально-ориентированного обучения иноязычной речевой деятельности. Пермь: Пермский политехнич. ин-т, 1988. С. 34‑51.

  18. Тургенев И. С. Гамлет и Дон-Кихот (Речь, произнесенная 10 января 1860 года на публичном чтении, в пользу Общества для вспомоществования нуждающимся литераторам и ученым) / И. С. Тургенев // Lib.ru: электронная библиотека. URL: http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0240.shtml (дата обращения: 13.03.2021).

  19. Цветаева М. Об искусстве / М. Цветаева. М.: Искусство, 1991. 479 с.