Метафорические модели с субъектной зоной ЧЕЛОВЕК в поэзии А. Мариенгофа и С. Есенина

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2021. Том 7. № 2 (26)

Название: 
Метафорические модели с субъектной зоной ЧЕЛОВЕК в поэзии А. Мариенгофа и С. Есенина


Для цитирования: Купчик Е. В. Метафорические модели с субъектной зоной ЧЕЛОВЕК в поэзии А. Мариенгофа и С. Есенина / Е. В. Купчик // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2021. Том 7. № 2 (26). С. 23-41. DOI: 10.21684/2411-197X-2021-7-2-23-41

Об авторе:

Купчик Елена Викторовна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и общего языкознания, Тюменский государственный университет; e.v.kupchik@utmn.ru

Аннотация:

В статье анализируются метафорические модели с субъектом «человек» и «часть тела» в поэзии А. Мариенгофа и С. Есенина. Объект исследования — компаративные тропы, в которых реализуются метафорические модели. На основании рассмотрения метафор и сравнений вычленяются и получают характеристику метафорические модели, отражающие связь двух концептуальных областей. Проводится сопоставление метафорических моделей в поэзии А. Мариенгофа и С. Есенина, выделяются черты сходства и различия. Выявлено, что оба поэта уделяют значительное внимание человеку как субъекту образных сопоставлений. Модель «человек — существо» представлена сопоставлениями с разными представителями фауны, семантика образов которых в поэтических системах не совпадает. Определены наиболее важные для авторов образные соответствия человека, наиболее значимые для каждого поэта субъекты и объекты сопоставления. Модель «человек — растение» занимает важное место в образном мире С. Есенина, А. Мариенгоф в основном использует сопоставления с объектами неодушевленной природы. Модели с субъектом «часть тела» характеризуются разнообразием субъектов сопоставления, особенно в поэзии А. Мариенгофа. Рассмотрена соматическая лексика, использованная авторами. Отмечены случаи сочетания в реализациях метафорических моделей высокого и сниженного. Выяв­лены образные соответствия, посредством которых поэты характеризуют сами себя.

Список литературы:

  1. Гудков Д. Б. Телесный код русской культуры: материалы к словарю / Д. Б. Гудков, М. Л. Ковшова. М.: Гнозис, 2007. 288 с.

  2. Есенин С. А. Собрание сочинений в трех томах / С. А. Есенин. М.: Правда, 1977.

  3. Занковская Л. В. «Большое видится на расстояньи…». С. Есенин, В. Маяковский и Б. Пастернак / Л. В. Занковская. М.: Литера, 2005. 292 с.

  4. Исаев Г. Г. Сравнение и метафора в идиостиле А. Мариенгофа / Г. Г. Исаев // Гуманитарные исследования. 2014. № 2. С. 77-88.

  5. Кульчицкая Л. В. Когнитивная метафора — концептуальная метафора — метафорическая модель: онтологический статус понятий / Л. В. Кульчицкая // Личность. Культура. Общество. 2013. Том XV. Вып. 1 (77). С. 117-124.

  6. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон; пер. с англ.; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.

  7. Мариенгоф А. Б. Малое собрание сочинений / А. Б. Мариенгоф. СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2019. 608 с.

  8. Мугу Р. Ю. Полисемантизм соматической лексики (на материале русского и немецкого языков): автореф. дис. … канд. филол. наук / Р. Ю. Мугу. Майкоп, 2003. 15 с.

  9. Новикова М. В. Природа музыкального образа в творчестве А. Мариенгофа / М. В. Новикова // Вестник Воронежского государственного университета. 2016. № 3. С. 74-77.

  10. Новикова М. В. Экфразис в поэтической практике имажинистов (В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин): дис. … канд. филол. наук / М. В. Новикова. Воронеж, 2018. 231 с.

  11. Попова Л. В. Именные предикаты со значением сравнения как средство выражения образности в художественном тексте (на материале романа А. Б. Мариенгофа «Циники») / Л. В. Попова // Вестник Северного федерального университета. 2011. № 2. С. 104-109.

  12. Прилепин З. Великолепный Мариенгоф / З. Прилепин // Русская жизнь. 2008. С. 11-13.

  13. Ремизов В. А. Тело человека как социокультурный феномен / В. А. Ремизов, И. И. Ирхен // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1. С. 90-103.

  14. Самоделова Е. А. Московский имажинизм «в зеркале» одного документа / Е. А. Самоделова // Русский имажинизм: история, теория, практика. М.: Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, 2005. С. 96-135.

  15. Сухов В. А. Эволюция образа Москвы в творчестве А. Б. Мариенгофа / В. А. Сухов // Известия РГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 402-406.

  16. Хуттунен Т. Имажинист Мариенгоф: Денди. Монтаж. Циники / Т. Хуттунен. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 272 с.

  17. Энциклопедический словарь символов / авт.-сост. Н. А. Истомина. М.: АСТ: Астрель, 2003. 1056 с.