Выпуск:
2021. Том 7. № 1 (25)Об авторах:
Кислова Лариса Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет; l.s.kislova@utmn.ruАннотация:
Статья посвящена анализу такого явления, как телесериал в современном массовом дискурсе. Массовая культура неизменно отстаивает консервативные и потому популярные в обществе ценности и оперирует рядом элементарных нравственных установок. При восприятии произведения массовой культуры формируется представление о человеке, обществе, истории и быте. Телесериалы, являющиеся современным форматом, позволяют визуальному контенту вытеснить вербальный и способны конструировать ту или иную реальность. Телесериал — специфическая культурная модель, трансформация и функционирование которой — результат особого отношения аудитории к телевидению. Герой телемелодрам — эмоционально-впечатлительный человек, умиляющийся благородству и ужасающийся злу, поскольку в центре любого телесериала присутствуют элементы сентиментализма — направления, апеллирующего к чувствам человека, безусловно идеализирующего добродетели, четко разграничивающего добро и зло, положительных и отрицательных героев. Целью исследования является рассмотрение телесериала как одного из самых успешных проектов в современном массовом дискурсе. В тексте статьи на основе типологического подхода анализируется корпус современных телесериалов, прослеживается трансформация сериала от адаптированных к оригинальным. Теоретическую и методологическую основу работы составили труды Хосе Ортеги-и-Гассета, Умберто Эко, М. А. Черняк, М. А. Литовской, Н. А. Купиной, Н. А. Николиной, В. М. Михалковича и других исследователей феномена массовой культуры. В рамках методологии исследования мы обращаемся к анализу художественного мира известных нам телепроектов, лидирующих в ряде мировых регионов. В статье впервые формулируется природа подобных явлений, базирующихся на национальном материале, и характеризуются популярные латиноамериканский, турецкий, российский контенты. Телесериалы воссоздают национальную картину мира, транслируя национальную специфику и знакомя телезрителя с особенностями жизни человека в том или ином географическом пространстве. Сериал, по логике его создателей, должен погружать зрителя в состояние катарсиса, заставляя сопереживать, плакать и даже страдать. Сериал создает, как правило, более насыщенную событиями действительность, он не просто органично встроен в жизненное пространство, а становится его неотъемлемой частью. Таким образом, телесериал является перспективным социальным проектом, претендующим на одну из доминантных позиций в современном культурном контексте.
Ключевые слова:
Список литературы:
Айзикович Е. Сериал под названием «Куба» / Е. Айзикович // Сериал. 2001. № 43. С. 15-17.
Деменина В. А. Жизнь и... снова жизнь чилийских телесериалов / В. А. Деменина // Латинская Америка. 1999. № 12. С. 154-156.
Козлов Е. В. Нарратив сериала: между буквой и цифрой / Е. В. Козлов // Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой: сб. науч. статей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 63-69.
Купина Н. А. Массовая литература сегодня: учеб. пособие / Н. А. Купина, М. А. Литовская, Н. А. Николина. М.: Флинта, 2009. URL: https://litlife.club/br/?b=211006&p=1
Литовская М. А. Капитализация «плесени»: незамеченные герои романтической эпохи / М. А. Литовская // Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой: сб. науч. статей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 155-165.
Михалкович В. М. Время телевидения / В. М. Михалкович // Экранные искусства и литература. Телевизионный этап. М.: Наука, 2000. С. 4-24.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет; пер. с исп. А. Гелескула. М.: АСТ, 2016. 256 с.
Петров Г. Н. Телевизионная драматургия: Проблемы журналистского мастерства и особенности творчества / Г. Н. Петров. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 119 с.
Руссо Ж.-Ж. Сочинения: в 3 томах / Ж.-Ж. Руссо. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. Том 2. 762 с.
Руссо Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. М.: Наука, 1969. 704 с.
Тульчинский Г. Л. Факторы сериальности в массовой культуре и литературе / Г. Л. Тульчинский // Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой: сб. науч. статей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 38-51.
Cabrujas José Ignacio: “La muerte de la telenovela” // ProDavinci. URL: http://prodavinci.com/2010/05/16/actualidad/jose-ignacio-cabrujas-la-muerte-de-la-telenovela/
Eco U. “Casablanca”: cult movies and intertextual collage / U. Eco // SubStance. Vol. 14. No. 2. Iss. 47: In Search of Eco’s Roses (1985). University of Wisconsin Press. Рp. 3-12. URL: http://www.jstor.org/stable/3685047
La Pastina A. Telenovela / A. La Pastina // Encyclopedia of Television. New York: Fitzroy Dearborn, 2004. Pр. 2292-2294.
Lopez A. M. Tears and desire: women and melodrama in the ‘Old’ Mexican Cinema / A. M. Lopez // Feminism and Film. Oxford; New York: Oxford University Press, 2000. Pр. 505-520.