Выпуск:
2021. Том 7. № 1 (25)Об авторах:
Гэвин Полина Ивановна, аспирант, Тюменский государственный университет; polinagavin@gmail.comАннотация:
В данной статье рассматривается реализация экфрасиса как литературного приема в контексте русско- и англоязычных художественных произведений. В настоящее время феномен экфрасиса является относительно исследованной областью литературоведения. Однако большинство существующих работ фокусируется на анализе репрезентаций визуального в вербальном медиуме, тем самым оставляя неизученным аспект возможной читательской интерпретации экфрастического описания и его стилистическое выражение в художественном произведении. Таким образом, цель настоящей работы —выявление специфики языкового выражения экфрастических референций в русско- и англоязычных художественных произведениях на основе сопоставительного лингвокогнитивного анализа экфрастических интертекстуальных референций текстов произведений Д. И. Рубиной (2006) «На солнечной стороне улицы» и М. Этвуд (1988) «Cat’s Eye» («Кошачий глаз»).
В качестве основного метода исследования выступает сопоставительный лингвокогнитивный анализ, сочетающий в себе приемы когнитивной поэтики: дихотомия отношений «фигура — фон», модель литературного резонанса, теория нарративного взаимодействия.
Анализ экфрастического описания с позиции фигуро-фоновых отношений показал, что персонаж, изображенный на картине, занимает роль фигуры и ярко выраженного аттрактора, тем самым воздействуя на читательское восприятие. Использование модели литературного резонанса подтверждает данное перцептивное воздействие наличием типичных семантических, синтаксических и стилистических черт (аттракторов) в анализируемых экфрастических отрывках. Сопоставление экфрастического описания произведения искусства с сюжетом, который стал причиной создания работы, выявило характерный параллелизм конструкций их текстовой организации. Отчасти параллельные конструкции содержат частные интертекстуальные референции, которые отсылают к объекту искусства, тем самым актуализируя репрезентацию картины в восприятии читателя.
Сопоставительный лингвокогнитивный анализ экфрастических референций в текстах русско- и англоязычных художественных произведений показал возможную интратекстуальность экфрастических референций, посредством которой устанавливается взаимосвязь между сюжетами внутри нарратива. Помимо этого, в русско- и англоязычном материале экфрастические референции имитируют визуальное построение объекта искусства на семантическом, синтаксическом и текстовом уровнях и как результат акцентируют метафорическую реализацию представленного произведения искусства.
Ключевые слова:
Список литературы:
Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) / Н. В. Брагинская // Славянское и балканское языкознание. 1977. С. 259-283.
Геллер Л. На подступах к жанру экфрасиса. Русский фон для нерусских картин / Л. Геллер // Wiener Slawistischer Almanach. 1997. Спец. вып. 44. С. 151-171.
Гусева О. П. Поэт как центральная фигура романа Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы» / О. П. Гусева // Вестник Вятского государственного университета. 2013. № 2 (2). С. 95-99.
Журбина А. В. Экфрасис / А. В. Журбина // Большая российская энциклопедия. М., 2017. Том 35. С. 293.
«Невыразимо выразимое». Экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте / под ред. Д. В. Токарева. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 572 с.
Рубина Д. И. На солнечной стороне улицы / Д. И. Рубина. М.: Эксмо, [2006] 2012. 512 с.
Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция / М. Рубинс. СПб.: Акад. проект, 2003. 354 с.
Теория и история экфрасиса: Итоги и перспективы изучения: Коллективная монография / под ред. Т. Автухович. Седльце, 2018. 703 с.
Шкловский В. Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. М.: Ардис, 1929. 269 с.
Экфрасис в русской литературе. Труды Лозаннского симпозиума / под. ред. Л. Геллера. М.: МИК, 2002. 216 с.
Atwood M. Cat’s Eye / M. Atwood. London: Virago Press, [1988] 1990. 487 рp.
Cheeke S. Writing for Art: The Aesthetics of Ekphrasis / S. Cheeke. Manchester: Mancherster University Press, 2010. 216 рp.
Evans V. Cognitive Linguistics: An Introduction / V. Evans, M. C. Green. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. 848 рp.
Heffernan J. A. W. Museum of Words: The Poetics of Ekphrasis from Homer to Ashbery / J. A. W. Heffernan. Chicago, IL: University of Chicago Press, [1993] 2004. 262 рp.
Hollander J. The Gazer’s Spirit: Poems Speaking to Silent Works of Art / J. Hollander. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1995. 392 рp.
Hollander J. The poetics of ekphrasis / J. Hollander // Word & Image. 1988. No. 4 (1). Pр. 209-219.
Krieger M. Ekphrasis: The Illusion of the Natural Sign / M. Krieger. Baltimore: John Hopkins University Press, [1991] 2019. 293 рp.
Langacker R. W. Foundations of Cognitive Grammar, vol. 2: Descriptive application / R. W. Langacker. Stanford, CA: Stanford University Press, 1991. 628 рp.
Mason J. Intertextuality in Practice / J. Mason. Amsterdam: John Benjamins, 2019. 216 рp.
Mason J. Narrative / J. Mason // The Cambridge Handbook of Stylistics // P. Stockwell & S. Whiteley (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2014. Pр. 179-195.
Mason J. Narrative interrelation, intertextuality and teachers’ knowledge of students’ reading / J. Mason // Knowing about Language: Linguistics and the Secondary English Classroom / D. Clayton & M. Giovanelli (eds.). London: Routledge, 2016. Pр. 162-172.
Mitchell W. J. T. Ekphrasis and the other / W. J. T. Mitchell // Picture Theory: Essays on Verbal and Visual Representation. 1994. Pр. 151-181.
Ronell A. P. Some thoughts on Russian-language Israeli fiction: Introducing Dina Rubina / A. P. Ronell // Prooftexts. 2008. No. 28 (2). Pр. 197-231.
Stockwell P. Cognitive Poetics: An Introduction / P. Stockwell. 2nd edition. London: Routledge, 2019. 256 рp.
Stockwell P. Texture: A Cognitive Aesthetics of Reading / P. Stockwell. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2009. 224 рp.
Stockwell P. The cognitive poetics of literary resonance / P. Stockwell // Language and Cognition. 2009. No. 1 (1). Pр. 25-44.
Talmy L. Toward a Cognitive Semantics / L. Talmy. Cambridge, MA: MIT Press, 2000. Vol. 1: Concept structuring systems. 573 рp.
Tsur R. Toward a Theory of Cognitive Poetics / R. Tsur. Amsterdam: North-Holland, 1992. 586 рp.
Ungeger F. An Introduction to Cognitive linguistics / F. Ungeger, H.-J. Schmid. 2nd edition. London: Longman, 2013. 384 рp.
Webb R. Ekphrasis ancient and modern: the invention of a genre / R. Webb // Word & Image. 1999. No. 15 (1). Pр. 7-18.
Werth P. Extended metaphor — а text-world account / P. Werth // Language and Literature. 1994. No. 3 (2). Pр. 79-103.
Werth P. Text Worlds: Representing Conceptual Space in Discourse / P. Werth. London: Routledge, 1999. 390 рp.