Выпуск:
2020. Том 6. № 2 (22)Об авторе:
Лобанова Екатерина Александровна, старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации естественнонаучных направлений, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет; e.a.lobanova@utmn.ru; ORCID: 0000-0001-7316-6464Аннотация:
Статья посвящена исследованию когнитивных особенностей фрейма «власть» и его гендерной реализации на материале исторической трагедии У. Шекспира «Макбет». Автор рассматривает понятия «фрейм» и «гендер» в лингвистике, изучая различные подходы к их дефиниции. Актуальность работы определяется пристальным вниманием к данным понятиям современного языкознания, а также их дискуссионностью в современной научной парадигме. Утверждение понятий «фрейм» и «гендер» в науке обозначает новую степень в постижении способов и особенностей взаимодействия языка, сознания и культуры, а следовательно, и новые аспекты взаимосвязи лингвистики c другими науками. Тем не менее проблемы как фрейма, так и гендера остаются еще не до конца изученными. Данное исследование позволяет подробно описать сущность фрейма «власть» и показать его значение, использование и пути его гендерной реализации в художественной литературе, чем и обусловлена новизна работы.
Методология изложенного в статье исследования основывается на когнитивно-дискурсивном анализе текста, а также на интегративном подходе к изучению дискурса, сочетающем в себе методы как когнитивной и гендерной лингвистики, так и дискурс-анализа. При выполнении работы были использованы общие методы исследования наряду с частными лингвистическими методами. Применение когнитивно-дискурсивного анализа позволило существенно расширить глубину понимания фрейма «власть», доминирующего в исторической трагедии Шекспира.
В рассматриваемом историческом произведении представлена центральная тема политической трагедии — свержение законного правителя и узурпация власти. Мотив захвата власти образует тематическое ядро и представлен с точки зрения узурпаторов. В данном произведении мы наблюдаем гендерный сдвиг и дуалистичность женского и мужского начал: Шекспир ставит главную героиню, жаждущую власти, практически наравне с мужчинами, тем самым образы Леди Макбет и ее мужа вступают в противоречие с приписываемыми им гендерными характеристиками. В произведении четко прослеживается главная идея макиавеллизма: цель оправдывает средства. Рассмотренный материал позволяет сделать вывод, что фрейм «власть» является ведущим в рассматриваемом монологе Леди Макбет, задавая тем самым одну из главных тем произведения.
Ключевые слова:
Список литературы:
Белозёрова Н. Н. Интегративная поэтика / Н. Н. Белозёрова // Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1999. 205 с.
Клюев Д. В. Дискурс в массовой коммуникации (междисциплинарные характеристики, концепции, подходы) / Д. В. Клюев // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2013. № 1. С. 207-217.
Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1978. 624 с.
Мак-Кензи А. Кельтская Шотландия / А. Мак-Кензи. М.: Вече, 2006. 336 с.
Минский М. Фреймы для представления знаний / М. Минский. М.: Энергия, 1979. 152 с.
Нурсеитова Х. Х. Введение в гендерную лингвистику / Х. Х. Нурсеитова. Павлодар: ПГУ, 2008. 70 с.
Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1988. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. С. 52-93.
Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000) / А. П. Чудинов. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2001. 238 с.
Bevington D. Four Tragedies: Hamlet, Othello, King Lear, Macbeth / D. Bevington. Toronto: Bantam, 1988. 760 p.
Coursen H. Macbeth / H. Coursen. Westport: Greenwood Press, 1997. 212 p.