Выпуск:
2020. Том 6. № 1 (21)Об авторах:
Хабибуллина Сайда Биктимировна, старший преподаватель кафедры английской филологии и перевода, Тюменский государственный университет; s.b.khabibullina@utmn.ruАннотация:
В статье методы корпусной лингвистики применяются для исследования семантики общенаучных глаголов лексико-семантической группы передачи знания с целью изучения семантической организации и тематического упорядочивания данной группы англоязычных предикатов в тексте аннотации. Категориальное таксономическое значение передачи знания обеспечивает адекватное восприятие информации при сжатии основного текста научной статьи. Существующие исследования данной направленности посвящены риторической структуре, или лингвокогнитивной организации аннотаций к научным статьям в различных предметных областях. В рамках аннотаций парадигматика и синтагматика лексических единиц в целом и предикатов в частности остаются не в полной мере изученными. Следовательно, актуальность предмета исследования, а именно предикатов передачи знания в текстах аннотаций, обусловлена объективной необходимостью выполнения коммуникативной задачи создания или перевода текста аннотации преимущественно с русского на английский. При этом неанглоязычное академическое сообщество нуждается в доступе к аутентичным изысканиям, понимание которых происходит преимущественно на основании предикатов пропозиции. На материале корпуса, созданного из 500 текстов аннотаций к статьям предметной области лингвистика посредством применения автоматизированного количественного и качественного методов корпусного анализа, производится отбор предикатов и формируется лексико-семантическая группа передачи знания с семантической доминантой to show, которая проявляет самую высокую частотность употребления в текстах англоязычной аннотации. Наряду с ядерной семой показа выделяются семы: появление знания, подтверждение знания, разъяснение знания, акцентуация знания, обзор знания, которые организуют пространство лексико-семантической группы передачи знания и, следовательно, тексты аннотаций. Синтагматика исследуемых глаголов сводится к четырем типам моделей сочетания глагола и прямого дополнения; глагола и предложного дополнения; глагола и придаточного предложения, а также глагола и инфинитива, где первая модель наиболее частотна, а последняя наименее частотна.
Ключевые слова:
Список литературы:
Ахманова Г. И. Семантический анализ глаголов со значением передачи знаний в составе научного текста / Г. И. Ахманова, А. М. Вильштейн, М. М. Глушко. М.: МГУ, 1989. 195 с.
Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику: учеб. пособие / А. Н. Баранов. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 360 с.
Богданова С. Ю. Возможности корпусной методологии в решении лингвистических задач / С. Ю. Богданова // Вестник ИГЛУ. 2012. № 2ю (18). C. 47-50.
Захаров В. П. Поисковые системы Интернета как инструмент лингвистических исследований / В. П. Захаров // Русский язык в Интернете: сб. статей. Казань: Отечество, 2003. C. 48-59.
Захаров В. П. Корпусная лингвистика / В. П. Захаров, С. Ю. Богданова. СПб.: СПбГУ. РИО. Филологический факультет, 2013. 148 с.
Ибрагимова В. Л. Глагол в семантическом пространстве лексики / В. Л. Ибрагимова // Вестник Башкирского университета. 2014. Том 19. № 2. С. 500-505.
Лаврентьев А. М. Корпусная лингвистика: идеология, методы, технологии / А. М. Лаврентьев // Сибирский филологический журнал. 2004. № 3-4. С. 121-134.
Падучева Е. В. Лексическая аспектуальность и классификация предикатов по Маслову — Вендлеру / Е. В. Падучева // Вопросы языкознания. 2009. № 6. С. 3-20.
Рябцева Н. К. Грамматика конструкций, словари сочетаемости, современные информационные технологии и преподавание иностранных языков / Н. К. Рябцева // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков: периодич. сб. науч. ст., электронное научное издание. М.: Институт языкознания РАН, 2014. № 6. С. 214-247. URL: http://www.iling-ran.ru/library/sborniki/for_lang/2014_06/9.pdf (дата обращения: 13.02.2020).
Biber D. Corpus Linguistics: Investigating Language Structure and Use / D. Biber, S. Conrad, R. Reppen. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 310 p.
Cambridge Dictionary Online. URL: https://dictionary.cambridge.org/
Hu G. Hedging and boosting in abstracts of Applied Linguistics articles: a comparative study of English- and Chinese-medium journals / G. Hu, F. Cao // Journal of Pragmatics. 2011. Vol. 43. No. 11. Pp. 2795-2809. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0378216611001135
Hyland K. Disciplinary Discourses: Social Interactions in Academic Writing / K. Hyland. London, UK: Longman, 2000.
Kingsbury P. From TreeBank to PropBank / P. Kingsbury, M. Palmer. University of Pennsylvania, 2002. URL: http://www.lrec-conf.org/proceedings/lrec2002/pdf/283.pdf
Kipper Schuler K. VerbNet: a Broad-coverage, Comprehensive Verb Lexicon: a dissertation in Computer and Information Science / K. Kipper Schuler. University of Pennsylvania, 2005. URL: http://verbs.colorado.edu/~kipper/Papers/dissertation.pdf
Kipper K. A large-scale classification of English verbs / K. Kipper, A. Kornonen, N. Ryant, M. Palmer // Language Resources and Evaluation Journal. 2008. No. 42. Pp. 21-40.
Leech G. Corpora and theories of linguistic performance / G. Leech // Directions in Corpus Linguistics: proceedings of the Nobel Symposium 82 / J. Svartvik (ed.). Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 1992. Trends in Linguistics. Vol. 65. Pp. 105-122.
Levin B. English Verb Classes and Alternations: a Preliminary Investigation / B. Levin. Chicago: The University of Chicago Press, 1993. 366 p.
Ngai S. B. C. A discourse analysis of the macro-structure, metadiscoursal and microdiscoursal features in the abstracts of research articles across multiple science disciplines / S. B. C. Ngai, R. G. Singh, A. C. Koon // PLoS One. 2018. No. 13 (10). DOI: 10.1371/journal.pone.0205417
Pho P. D. Research Article Abstracts in Applied Linguistics and Educational Technology: a Study of Linguistic Realizations of Rhetorical Structure and Authorial Stance / P.D. Pho. 2008. Vol. 10. Iss. 2. Pp. 231-250. DOI: 10.1177/1461445607087010
Sinclair J. Corpus, Concordance, Collocation / J. Sinclair. Oxford, 1991. 179 p.
Stubbs M. British traditions in text analysis: from Firth to Sinclair / M. Stubbs // Text and Technology / M. Baker, F. Francis, E. Tognini-Bonelli (eds.). Amsterdam: John Benjamins, 1993. Pp. 1-36.
Swales J. Genre Analysis: English in Academic and Research Settings / J. Swales. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1990. 260 pp.