Выпуск:
2019. Том 5. №1Об авторе:
Черкасова Екатерина Анатольевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет; cherkasova85@gmail.comАннотация:
Статья посвящена рассмотрению категорий пространства и времени, наличествующих в лирических текстах В. С. Соловьёва 1870-х гг. Стихотворения этого периода впервые подвергаются рассмотрению с точки зрения пространственно-временной организации. Анализ 16 оригинальных лирических стихотворений этого периода позволяет выявить закономерности в обозначении времени, а также сформулировать базовые связи некоторых пространственных точек в лирических текстах. Описываются основные темы лирики этого периода. В работе в качестве предположения выносится мысль о том, что в лирике этого периода обозначается и оформляется структура топоса, который будет транслирован в поэзию 1880-1890-х гг. Приводится наглядное описание отдельных мотивов, для более полного раскрытия которых в статью включены и тексты, выходящие за рамки исследования по времени создания. Так, потенциально дублирующим пространство будет мотив отражения, встречающийся в нескольких лирических текстах и по-особому формирующий пространство лирики В. С. Соловьёва 1870-х гг. В рассматриваемых примерах данный мотив — это и удвоенное изображение, несколько искаженное при передаче в пространстве, и то, что преобразилось на земле, стало иным. Он связывается с вертикальной пространственной организацией каждого текста, описываются схемы взаимодействия двух пространств. В соловьевском подходе к оформлению лирического пространства текстов 1870-х гг. прослеживается наличие некоторых направляющих его философских трудов. Тем самым В. С. Соловьёв выстраивает в поэзии свой собственный миф, ориентированный на мистериальное преобразование действительности лирическим субъектом. В статье устанавливается связь между временем и пространством лирических текстов указанного периода, определяется характер этой связи как формирующий утверждение идеального мира, схожего с реальным и одновременно значительно отличающегося от того, где располагается лирический герой. Показаны связующие элементы лирических хронотопов. Выявлен характер лирического хронотопа, фиксирующего философские воззрения В. С. Соловьёва на мироустройство в лирическом тексте.
Ключевые слова:
Список литературы: