Категория пространства и времени в лирике В. С. Соловьёва 1870-х годов

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2019. Том 5. №1

Название: 
Категория пространства и времени в лирике В. С. Соловьёва 1870-х годов


Для цитирования: Черкасова Е. А. Категория пространства и времени в лирике В. С. Соловьёва 1870-х годов / Е. А. Черкасова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2019. Том 5. № 1. С. 114-128. DOI: 10.21684/2411-197X-2019-5-1-114-128

Об авторе:

Черкасова Екатерина Анатольевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет; cherkasova85@gmail.com

Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению категорий пространства и времени, наличествующих в лирических текстах В. С. Соловьёва 1870-х гг. Стихотворения этого периода впервые подвергаются рассмотрению с точки зрения пространственно-временной организации. Анализ 16 оригинальных лирических стихотворений этого периода позволяет выявить закономерности в обозначении времени, а также сформулировать базовые связи некоторых пространственных точек в лирических текстах. Описываются основные темы лирики этого периода. В работе в качестве предположения выносится мысль о том, что в лирике этого периода обозначается и оформляется структура топоса, который будет транслирован в поэзию 1880-1890-х гг. Приводится наглядное описание отдельных мотивов, для более полного раскрытия которых в статью включены и тексты, выходящие за рамки исследования по времени создания. Так, потенциально дублирующим пространство будет мотив отражения, встречающийся в нескольких лирических текстах и по-особому формирующий пространство лирики В.  С. Соловьёва 1870-х гг. В рассматриваемых примерах данный мотив — это и удвоенное изображение, несколько искаженное при передаче в пространстве, и то, что преобразилось на земле, стало иным. Он связывается с вертикальной пространственной организацией каждого текста, описываются схемы взаимодействия двух пространств. В соловьевском подходе к оформлению лирического пространства текстов 1870-х гг. прослеживается наличие некоторых направляющих его философских трудов. Тем самым В. С. Соловьёв выстраивает в поэзии свой собственный миф, ориентированный на мистериальное преобразование действительности лирическим субъектом. В статье устанавливается связь между временем и пространством лирических текстов указанного периода, определяется характер этой связи как формирующий утверждение идеального мира, схожего с реальным и одновременно значительно отличающегося от того, где располагается лирический герой. Показаны связующие элементы лирических хронотопов. Выявлен характер лирического хронотопа, фиксирующего философские воззрения В. С. Соловьёва на мироустройство в лирическом тексте.

Список литературы:

  1. Арефьева Н. Г. Мифопоэтические образы в гностическом гимне В. С. Соловьёва «Песня офитов» / Н. Г. Арефьева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2011. № 4. С. 217-220. 
  2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. C. 234-407. 
  3. Васильева А. С. Категория пространства и времени в поэзии А. А. Ахматовой (на примере одного стихотворения) / А. С. Васильева // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Аспирантские тетради. 2008. № 31 (69). С. 46-48. 
  4. Зотова О. Н. Лирика Владимира Соловьёва: единство на основе повторяемости: дис. ... канд. филол. наук / О. Н. Зотова. Смоленск, 2014. 269 с. 
  5. Измайлов Р. Р. Время и пространство в поэзии И. Бродского: дис. ... канд. филол. наук / Р. Р. Измайлов. Саратов, 2004. 196 с. 
  6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 3-е изд., испр. и доп. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азъ, 1995. 928 с. 
  7. Павловская И. Г. Образы пространства и времени в поэзии Арсения Тарковского: дис. ... канд. филол. наук / И. Г. Павловская. Волгоград, 2007. 198 с. 
  8. Панова Л. Г. «Мир», «пространство», «время» в поэзии Осипа Мандельштама / Л. Г. Панова. М.: Языки славянской культуры, 2003. 808 с. 
  9. Соловьёв В. С. Критика отвлеченных начал / В. С. Соловьёв // Полное собрание сочинений и писем в 20 т. Том 3. 1877-1881. М.: Наука, 2001. С. 7-361. 
  10. Соловьёв В. С. Стихотворения и шуточные пьесы / В. С. Соловьёв. М.: Советский писатель, 1974. 352 с. 
  11. Хомяков С. А. Пространство и время в художественном произведении (заметки о хронотопе «Поэмы без героя А. А. Ахматовой») / С. А. Хомяков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». № 3. Москва, 2010 с. 208-212. 
  12. Черкасова Е. А. В. С. Соловьёв-поэт в диалоге с русской стихотворной культурой середины XIX века: словообраз «колокольчики» / Е. А. Черкасова // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. 2012. № 1. С. 33-39. 
  13. Черкасова Е. А. Мистерийная структура стихотворного текста «В сне земном мы тени, тени...» В. С. Соловьёва / Е. А. Черкасова // Современные исследования социальных проблем. 2018. Том 10. № 4-2. С. 238-245.