Экзистенциальный страх как категория творческого эксперимента в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната»

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2019. Том 5. №1

Название: 
Экзистенциальный страх как категория творческого эксперимента в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната»


Для цитирования: Цайзер К. М. Экзистенциальный страх как категория творческого эксперимента в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» / К. М. Цайзер, Е. Г. Новикова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2019. Том 5. № 1. С. 85-100. DOI: 10.21684/2411-197X-2019-5-1-85-100

Об авторах:

Цайзер Кристина Михайловна, аспирант кафедры русской и зарубежной литературы, Национальный исследовательский Томский государственный университет; golikovak2012@yandex.ru

Новикова Елена Георгиевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Национальный исследовательский Томский государственный университет; elennov@mail.ru

Аннотация:

Художественные произведения Л. Н. Толстого, написанные после духовного кризиса 70-80 гг., теряют свою целостность и однозначность. Данный период можно охарактеризовать как период поиска нового идейного содержания и способов его передачи. Эти изменения подтверждают необычайную чуткость художника и мыслителя, который уловил становление новой культурной парадигмы. Статья посвящена изучению принципов трансформации творческого метода Л. Н. Толстого в поздний период его творчества, в частности, формированию экзистенциальной мысли, которая являет собой художественный эксперимент писателя. Дан краткий обзор истории изучения особенностей художественного метода писателя в разные периоды творчества, важным компонентом которого является интеграция экзистенциальной эстетики. Материалом исследования служит поздняя повесть Л.  Н. Толстого «Крейцерова соната» как одно из самых ярких произведений позднего периода творчества писателя. На первый план в исследовании выходит экзистенциальная категория страха, которая является ключом к рассмотрению данной повести. Сделаны предварительные выводы о том, что экзистенциальная категория страха формирует идейное содержание произведения, а также выступает в роли связующего звена между автором и читателем. Изучение творчества Толстого с позиции формирования экспериментальной эстетики является новым и актуальным направлением современного литературоведения. Итогом исследования является доказательство того, что философская мысль писателя, представленная в его художественном творчестве, позволяет рассматривать Толстого не только как предшественника экзистенциализма в философии XX века, но и как художника, который проводит особый творческий эксперимент.

Список литературы:

  1. Айхенвальд Ю. Лев Толстой / Ю. Айхенвальд // Силуэты русских писателей. М., 1994. С. 217-241.
  2. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Статьи о Л. Толстом. Записи курса лекций по истории русской литературы / М. М. Бахтин // Собрание сочинений в 7 т. Том 2. М.: Русские словари, 2000. 799 с.
  3. Белозёрова Н. Н. Семиолингвистические параметры категории пространства в художественных описаниях / Н. Н. Белозёрова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 2. С. 8-21. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-2-8-21
  4. Бердяев H. A. Ветхий и Новый завет в религиозном сознании Толстого / Н. А. Бердяев // О религии Льва Толстого. М.: Путь, 1993. 160 с. 
  5. Болдырев Н. Ф. Болезнь к жизни (О пути Льва Толстого с постоянной оглядкой на Киркегора) / Н. Ф. Болдырев. Челябинск: Урал LTD, 1999. С. 259-301.
  6. Бунин И. А. Освобождение Толстого // И. А. Бунин // Собр. соч. в 9 т. М., 1967. Том 9. С. 165.
  7. Добробабина О. Ю. Повесть Л. Н. Толстого «Дьявол»: мифологическая парадигма грехопадения / О. Ю. Добробабина. URL: http://dspace.onu.edu.ua:8080/bitstream/123456789/4981/1/96-105.pdf (дата обращения: 29.01.2019).
  8. Заманская В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий / В. В. Заманская. М.: Наука, 2002. С. 302. 
  9. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. М.: Политиздат, 1990.
  10. Кьеркегор С. Понятие страха / С. Кьеркегор // Страх и трепет. М., 1993. 383 c. 
  11. Манн Т. Художник и общество. Статьи и письма / Т. Манн; пер. с нем., сост. и предисл. С. Апта. М.: Радуга, 1986. 440 с.
  12. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Ф. М. Достоевский. Вечные спутники / Д. С. Мережковский. М.: Республика, 1995.
  13. Новикова Е. Г. «Nous serons avec le Christ». Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» / Е. Г. Новикова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. С. 192-196. 
  14. Роллан Р. Кола Брюньон; Пьер и Люс; Жизни великих людей / Р. Роллан; пер. с фр. Ереван: Айастан, 1987. 408 с. 
  15. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.
  16. Современная иллюстрированная энциклопедия. Литература и язык / гл. ред. А. П. Горкин. М.: Росмэн-пресс, 584 с.
  17. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. / Л. Н. Толстой. М., 1936. Том 26: Произведения, 1885-1889 гг.
  18. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. / Л. Н. Толстой. М., 1936. Том 27: Произведения 1889-1890 гг.
  19. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. / Л. Н. Толстой. М., 1936. Том 34: Произведения, 1900-1903 гг.
  20. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. / Л. Н. Толстой. М., 1936. Том 35: Произведения, 1902-1904 гг.
  21. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. / Л. Н. Толстой. М., 1936. Том 66: Письма, 1891 г.
  22. Фаленкова Е. В. Л. Н. Толстой как предшественник экзистенциализма / Е. В. Фаленкова // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 4. Философия. Социология. Культурология. Вып. 23. С. 128.
  23. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М., 1997. 
  24. Шестов Л. Добро в учении гр. Л. Толстого и Ф. Ницше (философия и проповедь) / Л. Шестов. СПб., 1900.
  25. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр // Собр. соч. в 6 т. Том 1. М., 1999.
  26. Шкловский В. Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. М.: Советский писатель, 1983. 384 с.
  27. Эйхенбаум Б. М. Работы о Льве Толстом / Б. М. Эйхенбаум. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. 952 с.
  28. Эпштейн М. Жуткое и странное. О теоритической встрече З. Фрейда и В. Шкловского / М. Эпштейн // Русский журнал. 2003. URL: www.russ.ru/krug/razbor/20030314_ep.hTml (дата обращения: 05.01.2019). 
  29. Silbajoris F. R. Tolstoy’s esthetics and the modern idiom in art / F. R. Silbajoris. Washington (D. C), 1985. 35 p.