Выпуск:
2019. Том 5. №1Об авторах:
Цайзер Кристина Михайловна, аспирант кафедры русской и зарубежной литературы, Национальный исследовательский Томский государственный университет; golikovak2012@yandex.ruАннотация:
Художественные произведения Л. Н. Толстого, написанные после духовного кризиса 70-80 гг., теряют свою целостность и однозначность. Данный период можно охарактеризовать как период поиска нового идейного содержания и способов его передачи. Эти изменения подтверждают необычайную чуткость художника и мыслителя, который уловил становление новой культурной парадигмы. Статья посвящена изучению принципов трансформации творческого метода Л. Н. Толстого в поздний период его творчества, в частности, формированию экзистенциальной мысли, которая являет собой художественный эксперимент писателя. Дан краткий обзор истории изучения особенностей художественного метода писателя в разные периоды творчества, важным компонентом которого является интеграция экзистенциальной эстетики. Материалом исследования служит поздняя повесть Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» как одно из самых ярких произведений позднего периода творчества писателя. На первый план в исследовании выходит экзистенциальная категория страха, которая является ключом к рассмотрению данной повести. Сделаны предварительные выводы о том, что экзистенциальная категория страха формирует идейное содержание произведения, а также выступает в роли связующего звена между автором и читателем. Изучение творчества Толстого с позиции формирования экспериментальной эстетики является новым и актуальным направлением современного литературоведения. Итогом исследования является доказательство того, что философская мысль писателя, представленная в его художественном творчестве, позволяет рассматривать Толстого не только как предшественника экзистенциализма в философии XX века, но и как художника, который проводит особый творческий эксперимент.
Ключевые слова:
Список литературы: