Лирическая поэзия и портретная живопись екатерининской эпохи: логика встречного движения

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №4

Название: 
Лирическая поэзия и портретная живопись екатерининской эпохи: логика встречного движения


Для цитирования: Иваницкий А. И. Лирическая поэзия и портретная живопись екатерининской эпохи: логика встречного движения / А. И. Иваницкий // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 4. С. 160-179. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-4-160-179

Об авторе:

Иваницкий Александр Ильич, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт высших гуманитарных исследований, Российский государственный гуманитарный университет (г. Москва); meisster@mail.ru

Аннотация:

Поэзия и портретная живопись России последней трети XVIII в. стали общим полем личностной суверенизации дворянина, что и предопределило их взаимовлияние. Оно, однако, было инициировано самой властью в лице Екатерины II. В силу этого камерный портрет рококо и сентиментализма, во многом выступавших оппозицией столице и двору, взаимодействовал с поэзией по моделям, заданным самим двором, в частности, в поэтических программах и отзывах Державина на портрет Екатерины-«законодательницы» работы Левицкого.

Во-первых, в ходе диалога поэзия и живопись (в первую очередь сентименталистская) поочередно выступали, соответственно, иллюстрацией и экфрасисом друг для друга, всякий раз корректируя значение образца и превращая диалог в цепочку смыслов. Во-вторых, итогом развертывания этой цепочки становилась заданная тем же Державиным взаимосвязь максимального обобщения образа и его интимизации. Ф. С. Рокотов наделил пространство модели камерного портрета рококо сакральными значениями, превратив его, с одной стороны, в парадный, а с другой — в интимный, сделав героя предметом авторского воспоминания или воображения. Современная художнику поэзия шла встречным путем, сакрализуя образ интимно близкого человека ради примирения с его уходом или сопротивления этому уходу.

Камерный портрет В. Л. Боровиковского развил поэтический мотив сентиментализма об оставленной вместе с юностью сельской идиллии как хронотопе ушедшего «золотого века», с одной стороны, олицетворив его в женском образе, а с другой — сделав последний предметом интимного воспоминания.

Список литературы:

  1. Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII-XIX вв. / Т. В. Алексеева. М., 1975.
  2. Вдовин Г. В. Становление «я» в русской культуре XVIII в. и искусство портрета / Г. В. Вдовин. М.: Наш дом — L’Age d’Homme, 1999. 254 с.
  3. Голдовский Г. Н. Типологические особенности портретного творчества Д. Г. Левицкого / Г. Н. Голдовский // Д. Г. Левицкий. 1735-1822: сборник научных трудов. Л.: Изд-во Государственного Русского музея, 1987. С. 5-26.
  4. Даниэль С. М. Рококо. От Ватто до Фрагонара / С. М. Даниэль. СПб.: Азбука-классика, 2007. 334 с.
  5. Державин Г. Р. Сочинения. Новая библиотека поэта / Г. Р. Державин. СПб., 2002. 713 с.
  6. Дмитриев И. И. Полное собрание стихотворений / И. И. Дмитриев // Библиотека поэта. Л.: Советский писатель; Ленинградское отделение, 1967. 502 с.
  7. Иваницкий А. И. Интимный портрет рококо. К вопросу об онтологической необходимости «большого стиля» / А. И. Иваницкий // XVIII век: Ассамблея искусств (Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII века). М.: Пинакотека, 2000. С. 132-142.
  8. Капнист В. В. Избранные произведения / В. В. Капнист // Библиотека поэта. Л.: Советский писатель, 1973. 614 с.
  9. Кузьминский К. С. Ф. С. Рокотов. Д. Г. Левицкий. Развитие русской портретной живописи XVIII века / К. С. Кузьминский. М.: Искусство, 1939. 188 с.
  10. Лапшина Н. П. Федор Степанович Рокотов / Н. П. Лапшина. М.: Искусство, 1959. 246 с. 
  11. Львов Н. А. Избранные сочинения / Н. А. Львов. Кельн; Веймар; Вена; СПб.: Пушкинский Дом РАН, 1994. 394 с.
  12. Михайлова К. Владимир Лукич Боровиковский / К. Михайлова. Л., 1968. 43 с.
  13. Молева Н. Тайны золотого века Екатерины II: Царедворцы, масоны, фавориты… / Н. Молева. М.: Олимп — ЭКСМО, 2007. 256 с.
  14. Поспелов Г. Г. Русский интимный портрет второй половины XVIII — начала XIX века / Г. Г. Поспелов // Русское искусство XVIII века. М., 1968. С. 237-266.
  15. Савинов А. Н. Ф. С. Рокотов / А. Н. Савинов // История русского искусства. Т. VII. М.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 7-39.
  16. Сидоров А. А. Русские портретисты XVIII века / А. А. Сидоров. М., 1923. 62 с.
  17. Херасков М. М. Избранные произведения / М. М. Херасков // Библиотека поэта. 2-е изд. М.-Л., 1961.